INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Анализ изменения объемов выплат инвалидам из бюджета пенсионного фонда Российской Федерации

Analysis of changes in the volume of payments to the disabled from the budget of the pension fund of the Russian Federation



УДК 332.02

19.05.18 8:45
1597

Выходные сведения: Бобровская Е.А. Анализ изменения объемов выплат инвалидам из бюджета пенсионного фонда Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL: http://www.innov.ru/science/economy/analiz-izmeneniya-obemov-vyplat-inv/

Авторы:
Бобровская Е.А. 1
1 доцент кафедры хирургических болезней ФПО, кандидат медицинских наук, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Россия, bobrovskay.@yandex.ru

Authors:
Bobrovskay E.A.1
1 associate Professor of the Department of surgical diseases, candidate of medical sciences, Kursk state medical university, Kursk, Russian Federation , bobrovskay.@yandex.ru

Ключевые слова: инвалиды, социальная пенсия, пособие, льготы, бюджет

Keyword: disabled persons, social pension, allowance, benefits, budget

Аннотация: В статье проводится анализ расходов бюджета Пенсионного Фонда РФ на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам и ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, за период 2014-2016 гг.; рассматривается изменение размеров социальных пенсий по инвалидности за тот же период в разрезе групп присвоенной инвалидности. В ходе исследования было выяснено, что в Российской Федерации существует три вида выплат пенсий по инвалидности: страховая пенсия по инвалидности, социальная пенсия по инвалидности и государственное пенсионное обеспечение по инвалидности. В ходе анализа данных о размерах назначенных пенсий для граждан, состоящих на учете в Пенсионном фонде РФ, было установлено, что наибольший рост социальных пенсий по инвалидности произошел у инвалидов 3 группы, наименьший – у инвалидов 2 группы. Согласно данным исполнения бюджетов Пенсионного фонда РФ был зафиксирован рост объема ежемесячных выплат инвалидам и лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы за 2014-2016 гг. на 13,5% и 19,4% соответственно. Негативная тенденция, показывающая рост численности детей-инвалидов, приводит к тому, что возрастает доля выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы. В работе подчеркивается важность социального обеспечения инвалидов как категории наиболее уязвимых в условиях кризиса граждан.

Annotation: The analysis of the budget expenditures of the Pension Fund of the Russian Federation for the implementation of the monthly cash payments to the disabled and monthly payments to persons caring for disabled children and disabled children from the first group for the period 2014-2016 is carried out in the article. The change in the size of social pensions for disability for the same period in the context of groups of assigned disability is considered in the article. The research found that there are three types of disability pension payments in the Russian Federation: disability insurance pension, social disability pension and state disability pension. Fund of the Russian Federation, allowed to establish that the largest increase in social pensions for disability occurred in disabled people 3 groups, the smallest – in disabled people 2 groups. According to the data of the budget execution of the pension Fund of the Russian Federation, the volume of monthly payments to disabled people and persons caring for children with disabilities from the childhood of group 1 for 2014-2016 increased by 13.5% and 19.4%, respectively. A negative trend showing an increase in the number of children with disabilities leads to an increase in the share of payments to persons caring for children with disabilities and disabled children of group 1. The paper emphasizes the importance of social security of disabled people as the most vulnerable category in the crisis of citizens.

Анализ изменения объемов выплат инвалидам из бюджета пенсионного фонда Российской Федерации

Введение

В государственном бюджете Российской Федерации в силу падения цен на нефть, введения экономических санкций [1, 2], роста расходов на перевооружение армии и военную поддержку дружественных государств [3], с конца 2013 г. начал образовываться дефицит. Причем, с каждым годом размеры дефицита бюджета увеличиваются.

Несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку, государство старается не сокращать расходы на социальную политику. Поэтому в последние годы в правительстве России ведется работа по осуществлению пенсионной реформы, предусматривающей переход пенсионной системы на страховые принципы [4].

В Российской Федерации проживает более 12 млн. граждан, имеющих инвалидность, в Курской области их число превышает 120 тысяч человек [5, 6]. Курская область занимает по состоянию на конец 2017 г. третье место в ЦФО по доле работающих инвалидов [7].

К государственным органам, занимающихся вопросами социальной и финансовой поддержки инвалидов, относятся Пенсионный фонд Российской Федерации [8] и Министерство труда и социальной защиты [9]. Материальная поддержка инвалидов осуществляется из средств Федерального бюджета и средств региональных бюджетов. Для повышения открытости информации был создан Федеральный реестр инвалидов [10], где для удобства планирования бюджетов региональных властей отражается информация о численности инвалидов, их половозрастном составе и занятости.

Поскольку кризисное состояние экономики отражается не только на состоянии государственного бюджета, но и на уровне инфляции в стране, вызывая снижение покупательной способности населения и рост бедности, материальное обеспечение слабо защищенных слоев населения, к которым относятся инвалиды, приобретает высокую важность. В связи с этим, проанализируем, как изменились расходы бюджета Пенсионного Фонда РФ на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам и ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, за 2014-2016 гг. А также рассмотрим, как изменились социальные пенсии по инвалидности за период 2014-2018 гг. в разрезе групп присвоенной инвалидности.

Материал и методы

В работе использовались данные Федеральной службы государственной статистики [11, 12], сайта Пенсионного фонда РФ [8] и Федерального реестра инвалидов [10]. Анализ проводился при помощи метода сбора данных, статистического наблюдения, аналитического и графического методов, а также метода сравнительного анализа [13] .

Результаты и обсуждение

Правовая защита инвалидов в Российской Федерации обеспечивается Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [14], где под категорией инвалидов подразумевается человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызывающего необходимость его социальной защиты.

В Курской области социальная поддержка инвалидов и их адаптация к общественной жизни осуществляется Комитетом социального обеспечения Курской области и государственной программой Курской области «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области» [15].

В Российской Федерации выплаты по инвалидности делятся на три вида (рисунок 1).


*Источник:составлено автором на основе данных ПФР [8]

Рисунок 1 – Виды пенсионного обеспечения инвалидов в России

 

Как отмечают Бакунович А.В. и Брюхова Ж.В. [16], сокращение бюджета негативно отражается на социальной политике государства, от результативности действий которой в высокой степени зависят наиболее незащищенные категории граждан (инвалиды, пенсионеры). А в условиях затяжного кризиса нарастает дополнительная социальная напряженность в обществе в адрес инвалидов [17], поскольку при нарастающем дефиците бюджета государство начинает повышать налоги, поэтому содержание нетрудоспособных граждан ложится на плечи работающих россиян.

Отдельная категория граждан – лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, которые также получают выплаты из бюджетов различных уровней. Чаще всего, это близкие родственники вышеуказанных категорий инвалидов [18], которые в силу правовой безграмотности не всегда могут получить все предусмотренные виды государственной поддержки, предусмотренные для инвалидов в Российской Федерации [19].

Развитие адресной социальной поддержки инвалидов [20] может привести к повышению качества жизни инвалидов, что будет способствовать адаптации людей с ограниченными возможностями в социально-активную среду общества [21].

Поскольку выплата социальных пенсий по инвалидности производится лицам, не имевшим трудового стажа, т.е. категориям граждан, наименее защищенных в современных условиях, рассмотрим, как изменялся размер социальных пенсий по инвалидности за 2014-2018 гг. у инвалидов 1, 2 и 3 группы.

 

*Источник: данные ПФР [8]

Рисунок 2 – Динамика изменения размеров назначенных пенсий по инвалидности по группам в 2014-2018 гг., руб.

 

За период 2014-2018 гг. социальные пенсии по инвалидности выросли более, чем на 30% (рисунок 1). Наибольший рост социальных пенсий по инвалидности произошел у инвалидов 3 группы, наименьший – у инвалидов 2 группы. Что касается размеров социальных пенсий, то все категории инвалидов получают пенсии, превышающие размер прожиточного минимума в большинстве регионов РФ. Если размер пенсии не дотягивает до прожиточного минимума, инвалид имеет право на социальную доплату до уровня прожиточного минимума в регионе.

Наиболее сложные годы для российской экономики, начавшиеся на фоне кризиса 2014 г., привели к снижению расходов на социальную политику. Рассмотрим, как по итогам исполнению ежегодных бюджетов ПФР за 2014-2016 гг. изменились объемы ежемесячных выплат инвалидам и лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы.

 

*Источник: данные ПФР [8]

Рисунок 3 – Выплаты из бюджета ПФР на социальную поддержку инвалидов, млн. руб.

 

Объем ежемесячных выплат инвалидам и лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы за 2014-2016 гг. вырос на 13,5% и 19,4% соответственно (рисунок 3). Сравнительно небольшой рост может быть обусловлен снижением числа лиц, имеющих инвалидность. Стоит отметить увеличение объема выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы относительно выплат инвалидам с 9,6% до 10,2%, происходящий на фоне увеличения числа детей-инвалидов. Но, тем не менее, снижение реальных доходов населения происходит более высокими темпами, чем растут пенсии инвалидов, поэтому увеличение числа граждан, причисляемых к категории бедных, происходит, в том числе, за счет уязвимой категории граждан – инвалидов.

Выводы

В ходе исследования было выяснено, что в Российской Федерации существует три вида выплат пенсий по инвалидности: страховая пенсия по инвалидности, социальная пенсия по инвалидности и государственное пенсионное обеспечение по инвалидности.

Проанализировав данные о размерах назначенных пенсий для граждан, состоящих на учете в Пенсионном фонде РФ, было установлено, что наибольший рост социальных пенсий по инвалидности произошел у инвалидов 3 группы, наименьший – у инвалидов 2 группы.

Согласно данным исполнения бюджетов Пенсионного фонда РФ отмечается рост объема ежемесячных выплат инвалидам и лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы за 2014-2016 гг. на 13,5% и 19,4% соответственно. Негативная тенденция, показывающая рост численности детей-инвалидов, приводит к тому, что возрастает доля выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы.

Безусловно, вопросы социальной поддержки инвалидов, особенно в условиях кризисного развития экономики и дефицита бюджета, приобретают высокую важность. Поскольку инвалиды являются уязвимой категорией граждан, в условиях высоких темпов роста цен и сокращения расходов на социальную политику, они быстрее трудоспособных граждан рискуют оказаться за чертой бедности. В связи с этим следует вести гибкую политику в социальной сфере, чтобы не допускать дальнейшего увеличения числа граждан, проживающих за чертой бедности, поскольку ухудшение качества жизни населения будет порождать новые волны кризиса.



Библиографический список


1. Зайцева Е.В. Санкция на санкцию: запреты, введенные Россией и западом, влияние на дальнейшее развитие РФ // Молодой ученый. 2016. № 2 (106). С. 493-497.
2. Хафизов Р.И., Салахатдинов А.Х. Влияние падения цен на нефть на экономику России // В сборнике Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. 2016. С. 301-303.
3. Поломошнов А.Ф. Военные реформы и военный потенциал России // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2015. № 1-3 (15). С. 64-75.
4. Соловьев А.К. Реформа пенсионной системы Российской Федера-ции: проблемы и решения // Экономика и управление: проблемы и решение. 2014. № 7 (31). С. 26-31.
5. Уровень инвалидизации в Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 17.05.2018 г.).
6. Регионы России: общая численность инвалидов. Knoema.ru. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://knoema.ru/iscbmsc/регионы-россии-общая-численность-инвалидов?tsId=1001020 (дата обращения: 17.05.2018 г.).
7. Курская область вошла в пятерку субъектов, разработавших под-программу «Сопровождение молодых инвалидов при их трудоустройстве». Администрация Курской области: официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adm.rkursk.ru/index.php?id=13&mat_id=71114 (дата обращения: 17.05.2018 г.).
8. Бюджеты Пенсионного Фонда РФ. Пенсионный фонд Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/info/order/budzhet_pfr/ (дата обращения: 17.05.2018 г.).
9. Социальная защита. Министерство труда и социальной защиты населения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/social (дата обращения: 17.05.2018 г.).
10. Статистика. Федеральный реестр инвалидов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sfri.ru/stat/ (дата обращения: 17.05.2018 г.).
11. Положение инвалидов. Федеральная служба государственной ста-тистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 17.05.2018 г.).
12. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2017 - 511 с.
13. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, Е.А. Бобровский и др. – Курск: КГМУ, 2017. 164 с.
14. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Россий-ской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018). Консультант плюс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/63d0c595ab5abe23f1011a3719970dfaf665ce0c/ (дата обращения: 05.05.2018 г.).
15. Об утверждении государственной программы Курской области «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области» (с изменениями на 24 октября 2017 года). Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463602760 (дата обращения: 16.05.2018 г.).
16. Бакунович А.В., Брюхова Ж.В. Пути решения проблемы поддержания социальной сферы в условиях дефицита бюджета // Вопросы науки и образования. 2017. № 4. С. 58-61.
17. Зливко А.П., Джаникян В.А., Кривогорова В.С. Государственная поддержка инвалидов в РФ // Вестник магистратуры. 2016. № 6-3 (57). С. 105-107.
18. Сатарова Е.А. Государственная поддержка семей, имеющих де-тей-инвалидов // В сборнике: Научные исследования: теория, методика и практика. 2017. С. 341-345.
19. Лещенков Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2015. № 4. С. 47-54.
20. Овчарова Л.Н., Горина Е.А. Развитие адресной социальной под-держки нуждающихся в России: барьеры и возможности // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 5-21.
21. Куприянова Л.М. Эффективная модель интеграции людей с ограниченными возможностями в социально-активную среду общества // Экономика образования. 2014. № 3 (82). С. 5-21.



References


1. Zaytseva E.V. Sanktsiya na sanktsiyu: zaprety. vvedennyye Rossiyey i zapadom. vliyaniye na dalneysheye razvitiye RF. Molodoy uchenyy. 2016. No 2 (106). Pp. 493-497.
2. Khafizov R.I.. Salakhatdinov A.Kh. Vliyaniye padeniya tsen na neft na ekonomiku Rossii. V sbornike Mezhdunarodnyy molodezhnyy simpozium po upravleniyu. ekonomike i finansam. 2016. Pp. 301-303.
3. Polomoshnov A.F. Voyennyye reformy i voyennyy potentsial Rossii. Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. No 1-3 (15). Pp. 64-75.
4. Solovyev A.K. Reforma pensionnoy sistemy Rossiyskoy Federa-tsii: problemy i resheniya. Ekonomika i upravleniye: problemy i resheniye. 2014. No 7 (31 Pp. 26-31.
5. Uroven invalidizatsii v Rossiyskoy Federatsii. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (data obrashcheniya: 17.05.2018 g.).
6. Regiony Rossii: obshchaya chislennost invalidov. Knoema.ru. [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: https://knoema.ru/iscbmsc/regiony-rossii-obshchaya-chislennost-invalidov?tsId=1001020 (data obrashcheniya: 17.05.2018 g.).
7. Kurskaya oblast voshla v pyaterku subyektov. razrabotavshikh pod-programmu «Soprovozhdeniye molodykh invalidov pri ikh trudoustroystve». Administratsiya Kurskoy oblasti: ofitsialnyy sayt. [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: https://adm.rkursk.ru/index.php?id=13&mat_id=71114 (data obrashcheniya: 17.05.2018 g.).
8. Byudzhety Pensionnogo Fonda RF. Pensionnyy fond Rossiyskoy Federatsii. [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: http://www.pfrf.ru/info/order/budzhet_pfr/ (data obrashcheniya: 17.05.2018 g.).
9. Sotsialnaya zashchita. Ministerstvo truda i sotsialnoy zashchity naseleniya. [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: https://rosmintrud.ru/social (data obrashcheniya: 17.05.2018 g.).
10. Statistika. Federalnyy reyestr invalidov. [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: https://sfri.ru/stat/ (data obrashcheniya: 17.05.2018 g.).
11. Polozheniye invalidov. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (data obrashcheniya: 17.05.2018 g.).
12. Rossiya v tsifrakh. 2017: Krat.stat.sb./Rosstat- M. 2017 - 511 p.
13. Zyukin D.A., Svyatova O.V., Belyayev S.A., Bobrovskiy E.A. i dr. Primeneniye metodov statistiki: teoriya i praktika: uchebnoye posobiye. Kursk: KGMU. 2017. 164 p.
14. Federalnyy zakon «O sotsialnoy zashchite invalidov v Rossiy-skoy Federatsii» ot 24.11.1995 N 181-FZ (red. ot 07.03.2018). Konsultant plyus. [El-ektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/63d0c595ab5abe23f1011a3719970dfaf665ce0c/ (data obrashcheniya: 05.05.2018 g.).
15. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Kurskoy oblasti «Obespecheniye dostupnosti prioritetnykh obyektov i uslug v prioritetnykh sferakh zhiznedeyatelnosti invalidov i drugikh malomobilnykh grupp naseleniya v Kurskoy oblasti» (s izmeneniyami na 24 oktyabrya 2017 goda). Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy informatsii. [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/463602760 (data obrashcheniya: 16.05.2018 g.).
16. Bakunovich A.V.. Bryukhova Zh.V. Puti resheniya problemy podderzhanya sotsialnoy sfery v usloviyakh defitsita byudzheta. Voprosy nauki i obrazovaniya. 2017. No 4. Pp. 58-61.
17. Zlivko A.P.. Dzhanikyan V.A.. Krivogorova V.S. Gosudarstvennaya podderzhka invalidov v RF. Vestnik magistratury. 2016. No 6-3 (57). Pp. 105-107.
18. Satarova E.A. Gosudarstvennaya podderzhka semey. imeyushchikh detey-invalidov. V sbornike: Nauchnyye issledovaniya: teoriya. metodika i praktika. 2017. Pp. 341-345.
19. Leshchenkov F.A. Pensii i lgoty dlya invalidov I. II i III grupp v soot-vetstvii s zakonodatelstvom Rossiyskoy Federatsii. Zakonodatelstvo i ekonomika. 2015. No 4. Pp. 47-54.
20. Ovcharova L.N.. Gorina E.A. Razvitiye adresnoy sotsialnoy podderzhki nuzhdayushchikhsya v Rossii: baryery i vozmozhnosti. Voprosy ekonomiki. 2017. No 3. Pp. 5-21.
21. Kupriyanova L.M. Effektivnaya model integratsii lyudey s ograni-chennymi vozmozhnostyami v sotsialno-aktivnuyu sredu obshchestva. Ekonomika obrazovaniya. 2014. No 3 (82). Pp. 5-21.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления