INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Экономические особенности и проблемы льготного лекарственного обеспечения

Economic peculiarities and problems of primary medicinal support



УДК 338.51

20.03.18 10:24
1741

Выходные сведения: Квачахия Л.Л. Экономические особенности и проблемы льготного лекарственного обеспечения // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №3 (36). URL: http://www.innov.ru/science/economy/ekonomicheskie-osobennosti-i-proble/

Авторы:
Квачахия Л.Л. 1
1 кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармакологии ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация, Lekso82@yandex.ru

Authors:
Kvachaniya L.L. 1
1 candidate of science of pharmaceutical, associate professor of department «Pharmacology», «Kursk State Medical University», Kursk, Russian Federation, Lekso82@yandex.ru

Ключевые слова: льготное население, льготное лекарственное обеспечение, высокозатратные нозологии, финансирование

Keyword: preferential population, preferential medicines, high-cost nosologies, financing

Аннотация: Формирование системы рационального назначения и использования лекарственных средств является одной из основных целей обеспечения лекарственными средствами граждан Российской Федерации. Государство старается не только оптимизировать систему обращения лекарственных средств, но и гарантировать их безопасность, эффективность и качество. Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан на территории Российской Федерации осуществляется на федеральном и территориальном уровнях, и, в связи с достаточно высокой экономической составляющей в расходах здравоохранения требует особого внимания в условиях реформирования оказания медицинской помощи населению. Главный приоритет в работе фармацевтических организаций – это социальная направленность, забота о доступности лекарственной помощи для всех слоев и категорий граждан РФ. Для льготного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан из бюджетов всех уровней ежегодно выделяются финансовые средства, однако их величина не позволяет в полном объеме в соответствии с потребностью пациентов обеспечить их лекарственными средствами и медицинскими изделиями (за исключением потребности граждан, страдающих редкими заболеваниями и 7 нозологий). Сложившаяся на сегодняшний день экономическая ситуация еще больше усугубила проблемы, связанные с льготным лекарственным обеспечением граждан Российской Федерации в 2015 году. Прежде всего, это увеличение дефицита денежных средств, ввиду роста цен на медикаменты, изменение количества льготников, схем лечения больных на основании рекомендаций федеральных центров, медицинских учреждений.

Annotation: The formation of a system of rational prescribing and circulation of medicines is one of the main types of provision of medicines for citizens of the Russian Federation. The state tries not only to optimize the circulation system, but also to ensure their safety, efficiency and quality. Medicinal provision of privileged categories of citizens on the territory of the Russian Federation at the federal and territorial levels was implemented, and it requires special attention in the context of reforming the provision of medical care to the population due to a fairly high economic component in health care expenditures. The main priority in the work of pharmaceutical organizations is the social orientation, concern for the availability of medicinal assistance for all strata and categories of Russian citizens. For preferential medical provision of privileged categories of citizens from the budgets of all levels, funds are allocated annually that do not allow them to provide them with medicines and medical products in full (except for the needs of citizens suffering from rare diseases and 7 nosologies) in accordance with the patients' need. The current economic situation has further exacerbated the problems associated with preferential drug provision for citizens of the Russian Federation in 2015. First of all, this is an increase in the deficit of cash, due to the increase in prices for medicines, the change in the number of beneficiaries, treatment schemes for patients based on the recommendations of federal centers, medical institutions.

Экономические особенности и проблемы льготного лекарственного обеспечения

Введение

Льготное лекарственное обеспечение граждан – мера социальной поддержки граждан, относящихся к категории населения, имеющих право получать государственную помощь [1, 2]. Финансирование политики лекарственного обеспечения в расчете на одного жителя по сравнению с другими странами значительно меньше. В связи с этим проблема соотношения стоимости медикаментов и платежеспособности населения и размера ассигнований со стороны государства, направленные в систему здравоохранения, имеет особую актуальность.

Недостаточное финансирование на всех уровнях бюджетов является основной проблемой в организации льготного лекарственного обеспечения граждан. В виду нехватки выделяемых средств государство не может обеспечить поддержку в лекарственном обеспечении льготные категории граждан, что негативно сказывается на жизни и здоровье данной социальной группы населения. Другими факторами, влияющими на организацию лекарственного обеспечения, а также на показатели здоровья населения страны, являются увеличение ассортимента лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке, недостаток информации для населения о методах профилактики заболеваний, появлении новых медикаментов, а также преобразования, происходящие во всех сферах здравоохранения [3, 4]. Наиболее проблематичным остается организация лекарственного обеспечения граждан на всех этапах, где государством гарантируется обеспечение необходимыми медикаментами граждан РФ в соответствии с законодательством РФ.

Материалы и методы

Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, определяющих структуру и динамику льготного лекарственного обеспечения, а также работу высших органов власти в вопросах финансирования, организации и контроля данной системы.

Основные результаты исследования

На сегодняшний день в России сложилась сложная демографическая ситуация, обусловленная старением и высоким уровнем смертности населения, ростом распространенности хронических заболеваний, сохранением социально-экономического неравенства в доступе к услугам здравоохранения. Адекватное лекарственное обеспечение критически важно для достижения необходимых целей системы здравоохранения – сохранения и укрепления здоровья населения как главной социально-экономической ценности государства.

Позликова А.В. и Романова М.М. придерживаются мнения [5], что изменения, коснувшиеся перечня лекарственных средств предназначенных для категории граждан, относящихся к федеральным слоям льготного населения, позволяют улучшить качество оказания медицинской помощи пациентам. Однако при этом у пациентов, получающих длительную терапию, могут возникать серьезные проблемы в виду исключения из перечня необходимых им препаратов. С этим также согласен ряд других ученых [6-9], которые отмечают ограничительный характер ассортимента в «Справочник лекарственных средств, возмещаемых по программе государственных гарантий и дополнительной программе обязательного медицинского страхования на амбулаторном уровне», а также отсутствие системы мониторинга получения льготных медикаментов пациентами.

Многие ученые рассматривают вопрос финансирования лекарственного обеспечения и отмечают негативные моменты [10-12]. Одним из них является то, что действующее законодательство РФ не учитывает факт финансирования лекарственного обеспечения льготной категории граждан за счет средств регионального бюджета, в виду отказа пациента, относящегося к федеральным льготникам, от получения социального пакета по программе ОНЛП.

Как отмечают некоторые авторы [13-16], небольшое число аптечных учреждений, работающих по ПГГ и ДПОМС, отпускающих медикаменты, относящиеся к категории психотропных и наркотических препаратам на фармацевтическом рынке, в отдельных районах могут выступать монополей по продаже данной номенклатуры товаров (например, морфин, диазепам, реланиум).

Не смотря на большую совокупность мнений, большинство ученых придерживаются позиции непрерывного анализа существующего положения, а также построения стратегических прогнозов совершенствования льготного лекарственного обеспечения населения РФ [17]. А в качестве сдерживающих факторов отмечают: недостаточную укомплектованность кадрами, недостатки в информационном обеспечении взаимодействия субъектов системы льготного лекарственного обеспечения, несовершенство законодательной базы, отсутствие программы обучения субъектов РФ организации и исполнению данной системы, а также низкий мониторинг качества при отсутствии единых показателей и критериев [18].

Для достижения социальной справедливости целесообразно освободить отдельные категории граждан по социальным признакам или по группам заболеваний. Программа льготного лекарственного обеспечения действует на протяжении 11 лет, на протяжении реализации которой претерпевала значительные изменения [19]. Так в отдельную группу были выделены 7 высокозатратных нозологий, куда вошли заболевания, требующие проведения дорогостоящей терапии (ВЗН или 7 нозологий), также льготное лекарственное обеспечение включает обеспечение необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) (Рисунок 1).

 


Рисунок 1 – Структура и динамика льготного лекарственного обеспечения РФ 2014-2015 гг.

 

Наибольшую долю в структуре льготного лекарственного обеспечения играют 7 высокозатратных нозологий, однако за изучаемый период их объемы сократились на 1,4%, что сказывается на росте объема реализации ОНЛС.

Не смотря на это в натуральном выражении произошел рост потребления ВНЗ лекарственных препаратов (на 13% больше, чем в 2014 году). Минздрав России в конце 2014 провел активную работу по проведению аукционов, заключении государственных контрактов, а также организации работы с поставщиками, для обеспечения готовой потребности регионов в медикаментах, входящих в перечень ВНЗ. Однако политика централизованной покупки препаратов, относящихся к высокозатратным нозологиям, в 2014 году должна была завершиться. Согласно ФЗ №317-ФЗ с 1 января 2015 года полномочия по организации обеспечения лекарственными средствами, относящимися к «7 нозологиям» переходят к у органам государственной власти субъектов РФ. Однако данного перехода не произошло в виду указа Президента РФ об отсрочке передаче ответственности до 1 января 2018 года, которая обосновывалась неготовностью региональных бюджетов к увеличению числа торгов, приблизительно в 83 раза.

По данным рисунка 1 можно судить о том, что значительную долю в структуре льготного лекарственного обеспечения занимают ОНЛП, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ, противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы, препараты для лечения заболеваний нервной системы и препараты для лечения заболеваний респираторной системы. Рост объема предоставления данных лекарственных средств обусловлен увеличением финансирования данной программы на 23%. Не смотря на позитивную динамику реализации препаратов в стоимостном выражении, в натуральном отмечается обратный процесс (в 2015 году было реализовано упаковок на 4% меньше, чем в 2014 году). Это привело к увеличению средневзвешенной стоимости одного рецепта (на 22% или на 146 руб.). К 2016 году произошли изменения в перечне ЛС по ОНЛС. Список пополнили 15 препаратов, 6 из которых отечественного производства. В 2016 году на данное направление лекарственного обеспечения правительство планирует сохранить бюджет на финансирование льготных категорий граждан. Так, на программу ОНЛС было аккумулировано средств в размере 33,7 млрд. руб., а на подпрограмму «7 нозологий» - 43,6 млрд. руб. (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Динамика объема

Год

Объем, млрд. руб.

Численность льготников, тыс. чел.

2005

38,7

14,7

2006

64,8

7,5

2007

50,2

7,6

2008

66,2

5,6

2009

76,7

5,5

2010

80,8

4,2

2011

84,7

4,7

2012

78,4

3,7

2013

84,3

3,8

2014

84,4

3,8

2015

101,0

3,7

 

В 2015 году на закупку лекарств для льготного лекарственного обеспечения был потрачен 101 млрд руб., что свидетельствует о приросте в сравнении с 2014 годом в 19%, что является существенным темпом роста с 2009 года. Однако в натуральном выражении сохраняется отрицательная тенденция - в 2015 году было закуплено на 3% медикаментов меньше, чем в 2014 году. Не смотря на рост финансирования, происходит сокращения численности граждан, относящихся к льготной категории населения. В 2015 году по отношению к 2005 году число льготников сократилось на 75%, что связанно с пересмотром списков категорий граждан, которые нуждаются в льготном обеспечении медикаментами. Это связано с тем, что зачастую сокращение происходило из-за отказа населения от социальной поддержки со стороны государства в пользу денежной компенсации, поэтому возникла необходимость в ограничении численности льготников [20].

Проблемы лекарственного обеспечения, вызванные экономическими кризисами, санкциями, а также изменениями курса валют, привели к росту цен на лекарственные препараты, который достиг в 2015 году более 15 % (при уровне инфляции – 4-5 %). Особенно остро данная ситуация ощутима в виду преобладания на фармацевтическом рынке импортных препаратов (80 %). При этом выделяемого объема финансирования недостаточно для лекарственного обеспечения наиболее затратных категорий граждан, например, больных сахарным диабетом, имеющих хроническую почечную недостаточность; онкологическими заболеваниями и другими. В зависимости от схемы лечения стоимость лекарственных средств в месяц может достигать от нескольких тысяч до нескольких десятков, а порой и сотен тысяч рублей. Поэтому страдает социальная политика государства, так как оно не в состоянии оказывать регулярную финансовую поддержку, и как следствие и лекарственную помощь, в виде лекарственного обеспечения льготной категории граждан, что негативно отражается на жизни и здоровье данной части населения. Данная проблема сложилась из-за несовершенства федерального законодательства. Одни законы устанавливают права граждан на льготное лекарственное обеспечение, другие определяют объемы финансирования, тем самым ограничивая права граждан [21].

Также законом регламентируются сроки осуществления закупок [22]. Оперативность в лекарственном обеспечении пациента необходимым препаратом находится на низком уровне, так как выполнение всех этапов, прописанных в нормативно-правовых актах, занимает около 1 месяца (в зависимости от суммы лота). Сдерживающим фактором является законодательное ограничение закупок (5 % для заключения контракта с единственным поставщиком и в 10 % путем запроса котировок от общего объема финансирования).

Заключение

Для борьбы с проблемами, сложившимися повсеместно на территории РФ в области лекарственного обеспечения, в целях обеспечения доступной медицинской помощи необходимо разработать пути повышения эффективности работы данной системы на государственном уровне. Для гарантированного исполнения государством социальных обязательств по своевременному и непрерывному обеспечению населения необходимыми медикаментами и создания условий для экономии бюджетных средств необходимо проведение комплекса организационных мероприятий, направленных на стабилизацию системы льготного лекарственного обеспечения. В сложившейся экономическо-политической ситуации со стороны правительства РФ необходим контроль за расходованием бюджетных средств на разных уровнях и их целесообразным использованием.



Библиографический список


1. Письменная Е.Е., Моженкова Е.М. Доступность и качество медицинских услуг в российской системе здравоохранения // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2016. № 2. С. 36-39.
2. Ковалев В.А. Обеспечение населения РФ предметами медицинского назначения и лекарственными средствами // Вестник Медицинского стоматологического института. 2014. № 1. С. 18-20.
3. Улумбекова Г.Э. Лекарственное обеспечение населения Российской Федерации в амбулаторных условиях: состояние, проблемы, развитие // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2013. № 2. С. 45-50.
4. Власов В.В., Плавинский С.Л. Варианты лекарственного обеспечения для России: уроки стран Европы и всего мира. М.: Медиасфера. 2013. 107 с.
5. Ползикова А.В., Романова М.М. Современные проблемы и перспективы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан на примере терапевтического участка городской поликлиники // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2016. № 66. С. 258-263.
6. Слепнев Д.А., Иванов А.И., Фармацевтический кластер и особая экономическая зона // Business Partner. Информационно-аналитический журнал для предпринимателей. 2017. № 11. С. 39–43.
7. Васильева Д.С., Кисилёва А.Н., Крикова А.В. Анализ льготного лекарственного обеспечения Смоленска и Смоленской области // Смоленский медицинский альманах. 2017. № 1. С. 49-55.
8. Смерека В.Ю., Ермолаева Е.В. Уровень и качество жизни в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1559.
9. Резвых Ю.А., Ковальская Г.Н. Современные подходы к совершенствованию системы обеспечения и контроля качества лекарственных средств на региональном уровне // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2013. Т. 121. № 6. С. 104-106.
10. Смерека В.Ю., Ермолаева Е.В. Уровень и качество жизни в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1559.
11. Михайлова В.Н., Кирщина И.А. Фармацевтическая организация в системе государственного контроля: актуальность, проблемы, пути решения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 515.
12. Ростова Н.Б. Обоснование организационно-фармацевтических подходов к оптимизации лекарственного обеспечения населения на основе рационального использования лекарственных средств: автореф. дис. док. фарм. наук: защищена 21.06.2011 / Ростова Наталья Борисовна. – Пермь. - 2014. - 363 с.
13. Лоншакова А.П., Фирсенко Н.П., Чикаренко Е.И. Организационная характеристика лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в Тюменской области с 2011 года по 2016 год // Университетская медицина Урала. 2017. № 1 (8). С. 37-39.
14. Бушина Н.С., Зюкин Д.А. Методический подход к оценке конкурентоспособности подразделений аптечной сети // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-6. С. 1091-1095.
15. Грачева Н.Н., Лебедев А.В. Льготное лекарственное обеспечение в Орловской области // В сборнике: Фармакология разных стран Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Фармакология разных стран». Под редакцией В.А. Лазаренко, Г.С. Маль, И.А. Татаренковой. 2017. С. 67-69.
16. Лопашинов П.М., Нивеницын Э.Л., Наркевич И.А. и др. Особенности льготного лекарственного обеспечения в Смоленской области // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2017. № 3. С. 130-138.
17. Льготное лекарственное обеспечение: тенденции положительные // Главный врач Юга России. 2016. № 2 (21). С. 7.
18. Коржавых Э.А., Шукиль Л.В., Мошкова Л.В. Понятия «лекарственная политика» и «льготное лекарственное обеспечение» в учебном знании // В сборнике: Язык. Образование. Культура Сборник материалов ХI Всероссийской научно-практической электронной конференции с международным участием, посвященной 82-летию КГМУ. 2017. С. 65-70.
19. Беданокова М.Р., Бат Н.М. Анализ организации льготного лекарственного обеспечения населения республики Адыгея // Кубанский научный медицинский вестник. 2016. № 3. С. 23-28.
20. Закупки по региональным программам льготного лекарственного обеспечения // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2015. № S 13. С. 78-79.
21. Орехова А.Д. Анализ ассортимента лекарственных препаратов, назначаемых в рамках реализации программ льготного лекарственного обеспечения // В книге: Студенческая наука и медицина XXI века: традиции, инновации и приоритеты. Студенческая весна СамГМУ - 2016 Сборник материалов. Самарский государственный медицинский университет, Студенческое научное общество. 2016. С. 282-283.
22. Соколова С.В., Орлов А.С., Румянцева М.С. Фармацевтический рынок: государственный закупки лекарственных препаратов // Проблемы современной экономики. 2013. № 4 (48). С. 387.


References


1. Pismennaya E.E., Mozhenkova E.M. Dostupnost i kachestvo meditsinskih uslug v rossiyskoy sisteme zdravoohraneniya. Gumanitarnyie nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2016. No 2. Pp. 36-39.
2. Kovalev V.A. Obespechenie naseleniya RF predmetami meditsinskogo naznacheniya i lekarstvennyimi sredstvami. Vestnik Meditsinskogo stomatologicheskogo instituta. 2014. No 1. S. 18-20.
3. Ulumbekova G.E. Lekarstvennoe obespechenie naseleniya Rossiyskoy Federatsii v ambulatornyih usloviyah: sostoyanie, problemyi, razvitie. Kremlevskaya meditsina. Klinicheskiy vestnik. 2013. No 2. Pp. 45-50.
4. Vlasov V.V., Plavinskiy S.L. Variantyi lekarstvennogo obespecheniya dlya Rossii: uroki stran Evropyi i vsego mira. M.: Mediasfera. 2013. 107 p.
5. Polzikova A.V., Romanova M.M. Sovremennyie problemyi i perspektivyi lekarstvennogo obespecheniya lgotnyih kategoriy grazhdan na primere terapevticheskogo uchastka gorodskoy polikliniki // Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentralnogo Chernozemya. 2016. No 66. Pp. 258-263.
6. Slepnev D.A., Ivanov A.I., Farmatsevticheskiy klaster i osobaya ekonomicheskaya zona. Business Partner. Informatsionno-analiticheskiy zhurnal dlya predprinimateley. 2017. No 11. Pp. 39–43.
7. Vasileva D.S., KisilYova A.N., Krikova A.V. Analiz lgotnogo lekarstvennogo obespecheniya Smolenska i Smolenskoy oblasti. Smolenskiy meditsinskiy almanah. 2017. No 1. Pp. 49-55.
8. Smereka V.Yu., Ermolaeva E.V. Uroven i kachestvo zhizni v sovremennoy Rossii. Byulleten meditsinskih internet-konferentsiy. 2015. T. 5. No 12. Pp. 1559.
9. Rezvyih Yu.A., Kovalskaya G.N. Sovremennyie podhodyi k sovershenstvovaniyu sistemyi obespecheniya i kontrolya kachestva lekarstvennyih sredstv na regionalnom urovne Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk). 2013. T. 121. No 6. Pp. 104-106.
10. Smereka V.Yu., Ermolaeva E.V. Uroven i kachestvo zhizni v sovremennoy Rossii. Byulleten meditsinskih internet-konferentsiy. 2015. T. 5. No 12. Pp. 1559.
11. Mihaylova V.N., Kirschina I.A. Farmatsevticheskaya organizatsiya v sisteme gosudarstvennogo kontrolya: aktualnost, problemyi, puti resheniya. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. 2015. No 2-2. Pp. 515.
12. Rostova N.B. Obosnovanie organizatsionno-farmatsevticheskih podhodov k optimizatsii lekarstvennogo obespecheniya naseleniya na osnove ratsionalnogo ispolzovaniya lekarstvennyih sredstv: avtoref. dis. dok. farm. nauk: zaschischena 21.06.2011 / Rostova Natalya Borisovna. – Perm. - 2014. - 363 p.
13. Lonshakova A.P., Firsenko N.P., Chikarenko E.I. Organizatsionnaya harakteristika lekarstvennogo obespecheniya lgotnyih kategoriy grazhdan v Tyumenskoy oblasti s 2011 goda po 2016 god. Universitetskaya meditsina Urala. 2017. No 1 (8). Pp. 37-39.
14. Bushina N.S., Zyukin D.A. Metodicheskiy podhod k otsenke konkurentosposobnosti podrazdeleniy aptechnoy seti. Mezhdunarodnyiy zhurnal prikladnyih i fundamentalnyih issledovaniy. 2015. No 12-6. Pp. 1091-1095.
15. Gracheva N.N., Lebedev A.V. Lgotnoe lekarstvennoe obespechenie v Orlovskoy oblasti. V sbornike: Farmakologiya raznyih stran Materialyi I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem «Farmakologiya raznyih stran». Pod redaktsiey V.A. Lazarenko, G.S. Mal, I.A. Tatarenkovoy. 2017. Pp. 67-69.
16. Lopashinov P.M., Nivenitsyin E.L., Narkevich I.A. i dr. Osobennosti lgotnogo lekarstvennogo obespecheniya v Smolenskoy oblasti. Vestnik Smolenskoy gosudarstvennoy meditsinskoy akademii. 2017. No 3. Pp. 130-138.
17. Lgotnoe lekarstvennoe obespechenie: tendentsii polozhitelnyie. Glavnyiy vrach Yuga Rossii. 2016. No 2 (21). Pp. 7.
18. Korzhavyih E.A., Shukil L.V., Moshkova L.V. Ponyatiya «lekarstvennaya politika» i «lgotnoe lekarstvennoe obespechenie» v uchebnom znanii // V sbornike: Yazyik. Obrazovanie. Kultura Sbornik materialov HI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy elektronnoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem, posvyaschennoy 82-letiyu KGMU. 2017. Pp. 65-70.
19. Bedanokova M.R., Bat N.M. Analiz organizatsii lgotnogo lekarstvennogo obespecheniya naseleniya respubliki Adyigeya. Kubanskiy nauchnyiy meditsinskiy vestnik. 2016. No 3. Pp. 23-28.
20. Zakupki po regionalnyim programmam lgotnogo lekarstvennogo obespecheniya. Remedium. Zhurnal o rossiyskom ryinke lekarstv i meditsinskoy tehnike. 2015. No S 13. Pp. 78-79.
21. Orehova A.D. Analiz assortimenta lekarstvennyih preparatov, naznachaemyih v ramkah realizatsii programm lgotnogo lekarstvennogo obespecheniya. V knige: Studencheskaya nauka i meditsina XXI veka: traditsii, innovatsii i prioritetyi. Studencheskaya vesna SamGMU - 2016 Sbornik materialov. Samarskiy gosudarstvennyiy meditsinskiy universitet, Studencheskoe nauchnoe obschestvo. 2016. Pp. 282-283.
22. Sokolova S.V., Orlov A.S., Rumyantseva M.S. Farmatsevticheskiy ryinok: gosudarstvennyiy zakupki lekarstvennyih preparatov/ Problemyi sovremennoy ekonomiki. 2013. No 4 (48). Pp. 387.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления