INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Финансирование научной деятельности в высших учебных заведениях

Financing of scientific activity in higher educational institutions



УДК 371.

20.05.18 5:29
1726

Выходные сведения: Чиркова В.М. Финансирование научной деятельности в высших учебных заведениях // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL: http://www.innov.ru/science/economy/finansirovanie-nauchnoy-deyatelnost/

Авторы:
Чиркова В.М. к. п. н., старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России», Курск. Россия (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса 3), e-mail: michutka.2010@yandex.ru)

Authors:
Chirkova V.M. candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the «Russian Language and Speech Culture» Department of Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: michutka.2010@yandex.ru)

Ключевые слова: финансирование, грант, научная деятельность, грантодатель, гуманитарная сфера, бюджет, профессиональное образование, фонд, конкурс, исследовательский проект

Keyword: financing, grant, scientific activity, grantor, humanitarian sphere, budget, vocational education, fund, competition, research project

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной проблеме финансирования научной деятельности в высших учебных заведениях. Автор статьи обращает внимание на то, что решение существующей проблемы возможно за счет участия профессорско-преподавательского состава в грантовых программах. В настоящее время в стратегии научно-технологического развития Российской Федерации отмечается важность фундаментальной науки и оказание финансовой поддержки инициативным исследованиям. Автором статьи проанализированы труды российских и зарубежных исследователей о финансировании научной деятельности в высших учебных заведениях в рамках грантов.

В исследуемых работах выделены цели получения гранта. Одной из основных целей исследователи выделяют оплату труда руководителя и исполнителей проекта. Как правило, участие в грантах происходит на конкурсной основе. В статье автором предлагается описание проекта, который был заявлен на получение гранта для издания монографии в Курском государственном медицинском университете. Для реализации проекта была выбрана тема: «Развитие аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный». Задачами проекта являются разработка и экспериментальная верификация технологии развития аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного, а также выход в печать монографии по результатам экспериментального исследования. В статье представлен календарный план выполнения работ по проекту с указанием основных этапов, содержания работы на каждом этапе, ожидаемых результатов, сроков выполнения и формы отчетности по каждому этапу, а также смета расходов на проведение научного исследования с последующим написанием монографии. В заключение автором подчеркивается важность поддержки исследовательских проектов в учреждениях высшего профессионального образования.

Annotation: This article is devoted to topical problems of financial support for the education system in Russia. The author pays attention to the current finance system and the concept of education, which requires revision because curricular program becomes difficult for modern students.

In the article the author shows the results of the population survey on the quality of the modern education system and compares the current level of education with the education of the Soviets, which took the first place in the world because it was aimed at upbringing of students’ personal qualities. One of the problem solution is to improve the financing of this field of activity.

Taking into account the current situation, a new concept for the development of education of 2016-2020 years was developed. According to the new concept, which aims to build a competitive human potential, the sources of financing for the education system should be: the federal budget (to a greater extent), the municipal one and extra-budgetary organizations and private companies.
The result of the new concept is the qualitative human capital, which determines the level of society modernization because the higher the level of education of the citizens in the whole, the faster and more efficient the transition to an innovative economy goes.


Финансирование научной деятельности в высших учебных заведениях

Введение

В последнее время велась разработка новых стратегий: научно-технологического развития РФ (далее – Стратегия НТР) и Национальной технологической инициативы (далее – Стратегия НТИ), а осенью была начата работа по формированию Стратегии развития России на 2018–2024 гг., в которой есть научно-технологические аспекты.

В Стратегии НТР подчеркивается важность фундаментальной науки, и это находит отражение в бюджетных проектировках на 2017–2019 гг. Запланирован прирост бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования по разделу бюджетной классификации «фундаментальные исследования». При этом объемы финансирования Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) будут сокращаться, а Российского научного фонда (РНФ) – расти. На сегодняшний день РФФИ – единственный фонд, поддерживающий небольшие инициативные проекты, результаты которых могут стать основой более крупных исследований, финансируемых в рамках как Российского научного фонда, так и различных программ. В 2017 году произошло объединение РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), однако бюджет укрупненного РФФИ остался прежним. Фактическое сокращение бюджета РФФИ снижает возможности поддержания среды зарождения «инициативных исследований». Рост таких исследований может осуществляться через грантовую деятельность.

 

Материалы и методы

О финансировании научной деятельности в высших учебных заведениях в рамках грантов написано немало статей и научных работ отечественных и зарубежных исследователей [1-20].

В трудах отмечаются следующие цели получения гранта: реализация научного, издательского или образовательного проекта; оплата труда руководителя и исполнителей, участие в работе крупных научных мероприятиях и их организация в вузе, стажировка или организация научных экспедиций.

Как правило, гранты выделяются на конкурсной основе, условия их предоставления свои для каждого фонда или конкурса, и устанавливают их сами грантодатели. Выдача гранта оформляется через заключение грантового соглашения.

 

 

Результаты и обсуждение

В качестве примера заявления на получение гранта для издания монографиии мы приводим проект, который может быть полезен исследователям в гуманитарной сфере. Данный проект был разработан для заявления на грант в Курском государственном медицинском университете. В соответствии с требованиями, предъявляемыми грантодателями проект имеет следующую структуру:

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Тема: «Развитие аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный». Соискатель: Чиркова Вера Михайловна.

Описание проекта.

Цели и задачи проекта. Цель исследования составляет решение следующей проблемы: каковы теоретические основы и технологические средства развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный? Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

1. Разработать и экспериментально проверить технологию развития аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного.

2. Опубликовать монографию по результатам исследования «Развитие аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный».

Актуальность выполнения проекта. В последнее время возрос интерес к проблеме формирования у будущих медицинских работников профессиональных и общепрофессиональных компетенций. Развитие данной группы компетенций, как и дальнейшая профессиональная деятельность будущего специалиста-медика невозможны без высокого уровня развития у него аналитических умений, которые являются приоритетными для решения профессионально значимых задач специалистов данной сферы.

Имеющийся у заявителя задел по теме проекта. Данная тема нашла отражение в авторских публикациях, статьях и тезисах докладов [21-24] и в выступлениях автора на методических семинарах в Курском государственном университете на кафедре методики преподавания иностранных языков. Основные положения и результаты настоящего исследования отражены в четырёх статьях, опубликованных в научных журналах, включенных в перечень ВАК.

Предлагаемые пути получения результатов (методы решения задач; краткое описание возможных исследований; известные аналоги и др.).

В качестве методов решения поставленных задач используются анализ научной литературы по теории и методике профессионального образования, психологии; моделирование процесса обучения, направленного на развитие аналитических умений у иностранных студентов-медиков; обработка и обобщение собственного опыта работы автора по преподаванию русского языка иностранным студентам; включенное наблюдение; систематизация накопленного материала; анкетирование, тестирование студентов, опытно-экспериментальная работа, метод статистической обработки данных (медианный критерий) и их интерпретация [26].

Основные ожидаемые результаты (указывается, что будет разработано (получено) в результате выполнения проекта). В результате выполнения проекта планируется публикация монографии на тему: «Развитие аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный».

Уровень планируемого результата (сопоставление с аналогичными российскими и зарубежными разработками). Несмотря на большое количество работ известных исследователей, посвящающих свои научные изыскания формированию и развитию различных умений у учащихся высших учебных заведений, а также научных трудов, связанных с понятиями «анализ», «рефлексия» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе не нашла отражения проблема развития аналитических умений средствами русского языка, хотя в последнее десятилетие появилось несколько диссертационных исследований, посвященных проблеме формирования и развития аналитических умений.

Календарный план выполнения работ по проекту с указанием основных этапов, содержания (направлений) работы на каждом этапе, ожидаемых результатов, сроков выполнения и формы отчетности по каждому этапу:

Номер, название этапа, краткое содержание (направления) работы

Сроки

выполнения

работ

Планируемые

результаты

Обязательная отчетная документация

1.Теоретический. Изучение научной литературы, определение методологических и теоретических основ, научных подходов к написанию монографии

20.11.18 –

30.12.18

Разработка плана и программы опытно-экспериментальной работы

Эскиз первой главы монографии

2.Опытно-экспериментальный. Проверка эффективности модели развития аналитических умений у студентов-медиков средствами русского языка как иностранного

10.01.19 –

01.07.20

Выявление научного обоснования условий результативности процесса развития аналитических умений при изучении РКИ студентами-медиками.

Эскиз второй главы монографии

3.Итоговый. Проведение анализа, обобщения и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы.

01.09.20 –

31.12.20

Формулировка основных выводов, оформление материалов.

Законченная монография, готовая к публикации.

 

Перечень объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат заявителю и которые используются при выполнении работы. Диссертационное исследование на тему: «Развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного при подготовке к клинической практике» [25].

Сфера и формы возможного использования результатов работы. Монография ««Развитие аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный» будет полезна преподавателям, работающим с иностранными студентами, которые получают высшее медицинское образование.

СМЕТА РАСХОДОВ

на проведение научного исследования с последующим написанием монографии

 

 

Предметная статья

Сумма

(тыс. рублей)

1

                                                       2

3

1.

Внешняя рецензия на монографию

10 000 руб.

2.

Получение ISBN

10 000 руб.

3.

Публикация платных статей

13 000 руб.

4.

Заправка картриджа

1500 руб.

5.

Канцелярские товары

1500 руб.

6.

Офисная бумага

1500 руб.

7.

Участие в конференциях по теме монографии

10 000 руб.

Итого расходов

46 000 руб.

 

Выводы

Приведенный пример касается получения исследовательских грантов, однако, принимая во внимание унифицированный характер мер грантовой поддержки, такой опыт можно рассматривать применительно к остальным видам грантов, имея в виду, в первую очередь, государственные гранты. В заключение следует отметить, что более чем за двадцатилетний период существования в российском праве, гранты доказали свою жизнеспособность и эффективность в разрешении проблем социальной направленности. Благодаря вовлечению внебюджетных источников финансирования, они занимают особое место среди мер государственной поддержки.

Создание развитой системы грантовой поддержки индивидов, коллективов и учреждений представляет собой наиболее эффективное решение проблемы финансировании научной деятельности в высших учебных заведениях.



Библиографический список


1. Стрельцова Е.А. Исследовательские гранты в поле современной науки (социологический ана- лиз): дис. … канд. соц. наук. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 63–64. 6.
2. Фридлянов В.Н. Грантовая политика в области науки // Образование и образованный человек в XX веке. – 2013. – № 1. – С. 17–20.
3. Селиванова Т.Ф. Грантовая деятельность учреждений культуры: пошаговая технология : методические рекомендации / Нац. б-ка Чуваш. Респ. ; – Чебоксары, 2014. – 24 с.
4. Как получить грант? // Библиотека. – 2002. – № 2. – С. 22-
25; № 4. – С. 9-11; № 5. – С. 28-31.
5. Урмина И. А. Заявка на грант: пошаговая технология /
И. А. Урмина // Справочник руководителя учреждения культу-
ры. – 2002. – № 5. – С. 15-23; № 6. – С 7-20.
6. Гомбоева М.И. Управление эффективностью нир в региональном вузе: публикационная активность и грантовая деятельность ппс. Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 1. – С.172-178.
7. Бажанов В.А. Грантовая поддержка научных исследований и отечественная политика в области науки. Наука и общество. – 2010. – № 45. – С.3-5
8. Еременко Г.А. Новая модель государственного финансирования инициативных научных исследований // Наука. Инновации. Образование. – 2007. – Вып. 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riep.ru/almanac-science-innovationseducation/88000006/ (дата обращения: 28.07.2016).
9. Конюшкина Ю.А. Финансирование научной деятельности как гарантия реализации конституционного права на свободу научного творчества // Юридическое образование и наука. – 2014. – № 3. – С. 9–10. Провалинский Д.И. Гранты – пути развития: отечественный и зарубежный опыт. Вестник КГУ. – 2017. – № 2. – С. 191-194.
11. Козлов Б.И. Экспертиза и гранты в системе институциональных отношений государства и науки // Наука. Инновации. Образование. -2007. -Выпуск 3 : Гранты и экспертиза в науке.
12. Семенов Е.В. Гранты в российской науке: опыт Российского гуманитарного научного фонда // Наука. Инновации. Образование. 2007. -Выпуск 3: Гранты и экспертиза в науке.
13. Юдин Б.Г. Что дает российской науке конкурсное финансирование исследований? // Наука. Инновации. Образование. 2007. - Выпуск 3: Гранты и экспертиза в науке.
14. Шукшунов В.Е. Состояние, перспективы развития и повышения эфективности инновационной деятельности высшей школы России // Инновации. 2005. - №6 (83).
15. Шарапов В.А., Голъберш В.В., Эльтекова З.А. Тенденции во внебюджетном финансировании сферы науки в России // courier-edu.ru/cour0812/1142.htm
16. Шелов С.Д. Экспертиза научных проектов в РГНФ: взгляд снаружи и изнутри // Наука. Инновации. Образование. 2007. - Выпуск 3: Гранты и экспертиза в науке.
17. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев A.JI. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. М., 2002.
18. Плотников Н.В. Управление инновационной научной деятельностью в вузах: проблема оценки эффективности. Дис. канд. соц. наук: М.,2010.
19. Freeman С. The economics of innovation. E. Elgar Publishing Limited, 1990.
20. Hirsch J. E. An Index to Quantify an Individual's Scientific Research Output // PNAS. 2005. - Vol. 102 (46): 16569-16572.
21. Чиркова, В.М. Теоретическая модель формирования социокультурной компетенции / В.М. Чиркова // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2008. № 4 (октябрь–декабрь). Том 14.С. 356–360.
22. Чиркова, В.М. Формирование социокультурной компетенции в теории профессионального образования (на примере изучения русского языка как иностранного) / В.М. Чиркова // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2009. № 1 (январь–март). Том 15.С. 414–417.
23. Чиркова, В.М. Развитие аналитических умений в процессе формирования социокультурной компетенции (на примере изучения русского языка как иностранного студентами-медиками) / В.М. Чиркова // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2009. № 2 (апрель–июнь). Том 15. С. 430–434.
24. Чиркова, В.М. Развитие аналитических умений в процессе изучения русского языка как иностранного у студентов-медиков (обучающихся на английском языке) при подготовке к клинической практике / В.М. Чиркова, Н.А. Тарасюк // Вестник Тамбовского университета имени Г.Р. Державина. 2011. Вып. 4 (96). С. 132–135.
25. Чиркова В.М. Развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного при подготовке к клинической практике: дис. канд. пед. наук. – Курск, 2011. - С. 134.
26. Баринова Н.В. Проблемы развития дистанционного и электронного образования в России // ИТпортал, 2017. №2 (14). URL: http://itportal.ru/science/tech/problemy-razvitiya-distantsionnogo-/


References


1. Streltsova E.A. Issledovatelskie granty v pole sovremennoi nauki (sotsiologicheskii analiz): dis. … kand. sots. nauk. Sankt-Peterburg, 2015. Pp. 63–64. 6.
2. Fridlianov V.N. Grantovaia politika v oblasti nauki. Obrazovanie i obrazovannyi chelovek v XX veke. 2013. No 1. – Pp. 17–20.
3. Selivanova T.F. Grantovaia deiatelnost uchrezhdenii kultury: poshagovaia tekhnologiia : metodicheskie rekomendatsii. Nats. bka Chuvash. Resp. ; Cheboksary, 2014. 24 p.
4. Kak poluchit grant? Biblioteka. 2002. No 2. Pp. 22-
25; No 4. Pp. 9-11; No 5. Pp. 28-31.
5. Urmina I. A. Zaiavka na grant: poshagovaia tekhnologiia.
I. A. Urmina. Spravochnik rukovoditelia uchrezhdeniia kultu-
ry. 2002. No 5. – Pp. 15-23; No 6. – Pp. 7-20.
6. Gomboeva M.I. Upravlenie effektivnostiu nir v regionalnom vuze: publikatsionnaia aktivnost i grantovaia deiatelnost pps. Gumanitarnyi vektor. Seriia: Pedagogika, psikhologiia. 2012. No 1. Pp.172-178.
7. Bazhanov V.A. Grantovaia podderzhka nauchnykh issledovanii i otechestvennaia politika v oblasti nauki. Nauka i obshchestvo. 2010. No 45. Pp.3-5
8. Eremenko G.A. Novaia model gosudarstvennogo finansirovaniia initsiativnykh nauchnykh issledovanii. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie. 2007. Vyp. 3. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://riep.ru/almanac-science-innovationseducation/88000006/ (data obrashcheniia: 28.07.2016).
9. Koniushkina Iu.A. Finansirovanie nauchnoi deiatelnosti kak garantiia realizatsii konstitutsionnogo prava na svobodu nauchnogo tvorchestva Iuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2014. No 3. – Pp. 9–10. Provalinskii D.I. Granty puti razvitiia: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt. Vestnik KGU. 2017. № 2. Pp. 191-194.
11. Kozlov B.I. Ekspertiza i granty v sisteme institutsionalnykh otnoshenii gosudarstva i nauki. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie. 2007. Vypusk 3 : Granty i ekspertiza v nauke.
12. Semenov E.V. Granty v rossiiskoi nauke: opyt Rossiiskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie. 2007. Vypusk 3: Granty i ekspertiza v nauke.
13. Iudin B.G. Chto daet rossiiskoi nauke konkursnoe finansirovanie issledovanii? Nauka. Innovatsii. Obrazovanie. 2007. Vypusk 3: Granty i ekspertiza v nauke.
14. Shukshunov V.E. Sostoianie, perspektivy razvitiia i povysheniia efektivnosti innovatsionnoi deiatelnosti vysshei shkoly Rossii. Innovatsii. 2005. No 6 (83).
15. Sharapov V.A., Goliebersh V.V., Eltekova Z.A. Tendentsii vo vnebiudzhetnom finansirovanii sfery nauki v Rossii. courier-edu.ru/cour0812/1142.htm
16. Shelov S.D. Ekspertiza nauchnykh proektov v RGNF: vzgliad snaruzhi i iznutr. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie. 2007. Vypusk 3: Granty i ekspertiza v nauke.
17. Sheregi F.E., Dmitriev N.M., Arefev A.JI. Nauchno-pedagogicheskii potentsial i eksport obrazovatelnykh uslug rossiiskikh vuzov. M., 2002.
18. Plotnikov N.V. Upravlenie innovatsionnoi nauchnoi deiatelnostiu v vuzakh: problema otsenki effektivnosti. Dis. kand. sots. nauk: M.,2010.
19. Freeman S. The economics of innovation. E. Elgar Publishing Limited, 1990.
20. Hirsch J. E. An Index to Quantify an Individual's Scientific Research Output PNAS. 2005. Vol. 102 (46): 16569-16572.
21. Chirkova, V.M. Teoreticheskaia model formirovaniia sotsiokulturnoi kompetentsii. V.M. Chirkova. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. 2008. No 4 (oktiabr–dekabr). Tom 14. Pp. 356–360.
22. Chirkova, V.M. Formirovanie sotsiokulturnoi kompetentsii v teorii professionalnogo obrazovaniia (na primere izucheniia russkogo iazyka kak inostrannogo). V.M. Chirkova. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. 2009. № 1 (ianvar–mart). Tom 15.Pp. 414–417.
23. Chirkova, V.M. Razvitie analiticheskikh umenii v protsesse formirovaniia sotsiokulturnoi kompetentsii (na primere izucheniia russkogo iazyka kak inostrannogo studentami-medikami). V.M. Chirkova. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. 2009. № 2 (aprel–iiun). Tom 15. Pp. 430–434.
24. Chirkova, V.M. Razvitie analiticheskikh umenii v protsesse izucheniia russkogo iazyka kak inostrannogo u studentov-medikov (obuchaiushchikhsia na angliiskom iazyke) pri podgotovke k klinicheskoi praktike / V.M. Chirkova, N.A. Tarasiuk. Vestnik Tambovskogo universiteta imeni G.R. Derzhavina. 2011. Vyp. 4 (96). Pp. 132–135.
25. Chirkova V.M. Razvitie analiticheskikh umenii u studentov-medikov v protsesse izucheniia russkogo iazyka kak inostrannogo pri podgotovke k klinicheskoi praktike: dis. kand. ped. nauk. Kursk, 2011. - Pp. 134.
26. Barinova N.V. Problemy razvitiya distancionnogo i ehlektronnogo obrazovaniya v Rossii.ITportal, 2017. No 2 (14). URL: http:itportal.ru/science/tech/problemy-razvitiya-distantsionnogo-


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления