INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Финансовые меры поддержки инвалидов в Российской Федерации

Financial measures of support of invalids in the Russian Federation



УДК 331.108

18.05.18 6:58
2873

Выходные сведения: Сергеева Н.М. Финансовые меры поддержки инвалидов в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL: http://www.innov.ru/science/economy/finansovye-mery-podderzhki-invalido/

Авторы:
Сергеева Н.М. 1 1 кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Россия, sergeevamedical@yandex.ru

Authors:
Sergeeva N.M. 1 1 candidate of science of pharmaceutical, senior lecturer professor of depart-ment «Economics and management», «Kursk State Medical University», Kursk, Russian Federation, sergeevamedical@yandex.ru

Ключевые слова: инвалиды, пенсии, пособия, льготы

Keyword: disabled people, pensions, benefits

Аннотация: В работе дается краткий обзор финансовых мер поддержки населения, имеющего инвалидность в Российской Федерации. В ходе исследования было установлено, что выплаты из бюджета в связи с инвалидностью делятся на следующие виды: страховая пенсия по инвалидности (для тех, у кого есть трудовой стаж), социальная пенсия по инвалидности (для тех, у кого отсутствует трудовой стаж), государственное пенсионное обеспечение по инвалидности (для военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, участников Великой Отечественной войны, космонавтов). В свою очередь, социальная пенсия состоит из ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), включающей набор социальных услуг (НСУ), дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) и федеральной социальной доплаты (ФСД). В общей численности инвалидов за период 2011-2018 гг. наблюдается тенденция к снижению, но отмечается рост численности детей-инвалидов на 20% в 2018 г. относительно 2011 г. Наибольший размер социальной пенсии причитается детям-инвалидам и инвалидам 1 группы. В динамике средний размер пенсий по инвалидности в среднем по всем категориям нетрудоспособных граждан вырос на 74% в период с 2011-2018 гг. Наибольшее увеличение пенсий по инвалидности, среди граждан, стоящих на учете в ПФР, пришлось на выплаты детям-инвалидам – они возросли вдвое. Уровень финансовой поддержки нетрудоспособных граждан в Российской Федерации находится на уровне, превышающем прожиточный минимум в регионах РФ, только инвалиды 3 группы получают выплаты ниже прожиточного минимума.

Annotation: The paper gives a brief overview of financial measures to support the population with disabilities in the Russian Federation. The study found that the payments from the budget in connection with disability are divided into the following types: disability insurance pension (for those who have work experience), social dis-ability pension (for those who have no work experience), state disability pension (for servicemen, citizens affected by radiation or man-made disasters, participants of the great Patriotic war, astronauts). In turn, the social pension consists of a monthly cash payment (EDV), including a set of social services (NSU), additional monthly material support (DEMO) and the Federal social surcharge (FSD). In the total number of disabled persons for the period 2011-2018 there is a tendency to decrease, but there is an increase in the number of disabled children by 20% in 2018.relative to 2011, the Largest amount of social pension is due to disabled children and disabled people of 1 group. In the dynamics of the average pension for disability the average for all categories of disabled people increased by 74% during the period 2011-2018 the Greatest in-crease of disability pensions among the citizens standing on the account in the RPF, had on payments to children with disabilities – they have doubled. The level of financial support for non-able-bodied citizens in the Russian Federation is at a level higher than the living wage in the regions of the Russian Federation, only disabled groups 3 receive payments lower than the living wage.

Финансовые меры поддержки инвалидов в Российской Федерации

Введение

В Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 г. проживает свыше 12 млн. инвалидов [1], однако в последние годы наблюдается тенденция к снижению численности лиц с ограниченными возможностями. Как известно, в России наличие инвалидности зачастую бывает непросто доказать. Люди, имеющие необратимые изменения в организме, из года в год проходят медико-социальную экспертизу (МСЭ) для установления им группы инвалидности – 1 группа, самая тяжелая, устанавливается сроком на 2 года, а 2 и 3 группы сроком на 1 год. От категории присвоенной группы инвалидности будет зависеть размер финансовых выплат, перечень льгот и социальных услуг.

В последнее время общество пытается решить проблемы адаптации инвалидов к общей среде обитания, приспособить инфраструктуру для повышения доступности объектов инфраструктуры для инвалидов, облегчить психологическое давление со стороны общества на людей с ограниченными возможностями, упростить возможности получения рабочих мест для тех инвалидов, которые в состоянии вести трудовую деятельность.

Вопросами оформления социальных пенсий и пособий для инвалидов в Российской Федерации занимается Пенсионный фонд Российской Федерации [2], вопросами социальной поддержки – Министерство труда и социальной защиты [3].

В условиях кризисного развития экономики, постоянного роста цен и обесценивания национальной валюты существование инвалидов в России затрудняется, поскольку индексирование пенсий и пособий происходит медленнее роста инфляции. Рассмотрим, какие меры финансовой поддержки оказываются инвалидам в Российской Федерации. Оценим размеры социальных пенсий и изменение средней пенсии по инвалидности по группам в динамике за 2011-2018 гг. [4].

Материал и методы

В исследовании использовались данные Федеральной службы государственной статистики [1, 5] и сайта Пенсионного фонда РФ [2]. В работе использовались методы статистико-экономического анализа: метод сбора данных, статистического наблюдения, аналитический и графический методы, метод сравнительного анализа и др. [6] .

Результаты и обсуждение

Под понятием «Инвалид» в России подразумевается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [7].

Еще до революции поддержка инвалидов осуществлялась только за счет благотворительности. С приходом советской власти инвалиды получили социальную поддержку в виде пенсий, поскольку среди инвалидов-пенсионеров более 75% были красноармейцами [8], а также появились дома-инвалидов, специальные учреждения, трудовые артели для инвалидных масс для приобщения их к труду. В начале 1930-х годов в советском государстве начали избавляться от деклассированных элементов. В их число попали и нищенствующие инвалиды, подвергнувшиеся ссылке в Сибирь, где отсутствовали условия для существования увечных граждан, где они погибали первыми. В других случаях их просто расстреливали.

После окончания Великой Отечественной войны образовалось огромное количество инвалидов, которые попрошайничали на улицах, что было неугодно советской власти. Инвалидам войны предлагали проживание в специальных домах инвалидов, а в 1956 г. они начали получать пенсию, позволяющую существовать без осуществления трудовой деятельности [9, 10]. С течением времени в обществе сложился стереотип о необходимости изоляции инвалидов от общества, который в настоящее время пытаются перебороть, и адаптировать граждан с отклонениями в физическом развитии к жизни обычных граждан [11].

Основными видами выплат, связанных с инвалидностью являются: страховая пенсия по инвалидности (для тех, у кого есть трудовой стаж), социальная пенсия по инвалидности (для тех, у кого отсутствует трудовой стаж), государственное пенсионное обеспечение по инвалидности (для военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, участников Великой Отечественной войны, космонавтов) [2].

В настоящее время в Российской Федерации поддержка инвалидов осуществляется в ключе финансового обеспечения, реализующегося в виде денежных выплат (рисунок 1), и в виде льгот и натуральных трансферов, предусматривающих обеспечение инвалидов лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление путевок на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно [12]. 


*Источник: составлено автором на основе данных ПФР [2] и сайта Дверь в мир [4]

Рисунок 1 – Виды денежных выплат инвалидам в РФ

 

Как известно, социальная политика оказывает существенную нагрузку на государственный бюджет, что особенно заметно становится при проявлении кризисных ситуаций в экономике [13]. Снижение пополняемости бюджета из-за падения цен на нефть, введения экономических санкций в адрес России, увеличение расходов на перевооружение армии не позволяют российскому руководству увеличивать расходы на социальную политику. Это порождает замкнутый круг [14], где сокращение бюджета влечет снижение расходов на социальную политику и приводит к падению уровня жизни населения, что порождает новую волну кризиса. В этом случае наиболее уязвимые категории граждан – инвалиды, пенсионеры, малоимущие и многодетные семьи – оказываются в наиболее незащищенном положении [15].

Дифференциация в уровне федеральных доплат к социальным пенсиям, в частности, среди городского и сельского населения приводит к тому, что в сельской местности инвалиды и пенсионеры имеют более низкий уровень материального обеспечения, чем городские жители [16]. По опыту зарубежных стран, казалось бы, более успешно реализующих социальную политику, на примере Германии становится понятно, что социальная нагрузка на бюджет может привести к возникновению паразитирующих слоев населения, которые вполне трудоспособны, но в силу закона имеют право на получение социальных пособий и не приносят пользу экономике страны [17].

В Российской Федерации поддержка инвалидов регулируется законодательством, но вопросам правового статуса инвалидов, их социальной защите и пенсионному обеспечению, по мнению Лещенкова Ф.А. [18], уделяется недостаточно внимания. В Российской Федерации тестируется практика адресной социальной поддержки населения на основе оценки нуждаемости [19]. В отдельную категорию в России выделяют детей-инвалидов, численность которых, в отличие от общей тенденции в стране, растет [1]. Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, зачастую не хватает финансовой и юридической грамотности для получения полного спектра предусмотренных законодательством льгот и выплат на обеспечение жизнедеятельности ребенка-инвалида [20].

Законодательство предусматривает обширный перечень прав и льгот для социальной поддержки инвалидов [21], но, как показывает практика, заставить работать бюрократическую систему в России весьма непросто, поэтому многие граждане даже не пытаются получить от государства то, что положено им по закону.

 

*Источник: Федеральная служба государственной статистики [1]

Рисунок 2 – Динамика изменения численности инвалидов по группам в РФ за 2011-2018 гг., тыс. чел.

 

В численности населения Росси, имеющего инвалидность, наблюдается тенденция к снижению (рисунок 2). При этом наибольшее снижение за исследуемый период произошло среди инвалидов, имеющих II группу – на 24%, число инвалидов I группы сократилось на 4%, но в то же время возросло число инвалидов III группы – на 16%. Тенденция к увеличению числа детей-инвалидов, которое возросло на 20%, говорит об ухудшении в показателях здоровья граждан и усилении влияния негативных факторов (ухудшение экологии, ухудшение качества продуктов питания, рост радиационного облучения, малоэффективная борьба с пагубными привычками среди населения и др.), влияющих на здоровье будущих родителей и на качество генофонда в целом.

Нетрудоспособные граждане, проживающие постоянно на территории РФ и не достигшие возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно) имеют право на получение социальной пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ).

 

*Источник: составлено автором на основе данных сайта Дверь в мир [4]

Рисунок 3 – Размер социальной пенсии по инвалидности и ЕДВ с 01.04.2018 г., руб.

 

Как представлено на рисунке, наибольший размер социальной пенсии причитается детям-инвалидам и инвалидам 1 группы с детства. Инвалиды 1 группы и инвалиды 2 группы с детства получают немного меньше, но вышеперечисленные категории граждан получают социальные выплаты, превышающие величину прожиточного минимума практически во всех субъектах РФ. Размер ЕДВ суммируется с размером социальной пенсии и получается итоговый размер выплат, положенный инвалиду из федерального бюджета, причем только инвалиды 3 группы получают выплаты ниже прожиточного минимума в регионах РФ.

На Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) имеют право инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды вследствие военной травмы и другие категории граждан, не относящиеся к инвалидам. Федеральная социальная доплата (ФСД) полагается неработающим пенсионерам и детям-инвалидам, размер пенсии которых не дотягивает до прожиточного минимума в регионе.

 

*Источник: Федеральная служба государственной статистики [1]

Рисунок 4 – Динамика изменения среднего размера пенсий по инвалидности, стоящих на учете в ПФР за 2011-2018 гг., руб.

 

В динамике средний размер пенсий по инвалидности в среднем по всем категориям нетрудоспособных граждан вырос на 74% в период с 2011-2018 гг. (рисунок 4). Скачок в 2017 г. объясняется единовременной выплатой в размере 5 тысяч рублей в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016г. № 385-ФЗ. Меньше всего по состоянию на 01.01. 2018 г. на 71% выросли пенсии у инвалидов 2 группы, у инвалидов 1 группы на 77%, на 84% у инвалидов 3 группы, а выплаты детям-инвалидам увеличились в 2 раза, по сравнению с 2011 г.

Выводы

В ходе исследования было установлено, что в Российской Федерации существуют различные меры финансовой и социальной поддержки инвалидов. Основными видами выплат, связанных с инвалидностью являются: страховая пенсия по инвалидности (для тех, у кого есть трудовой стаж), социальная пенсия по инвалидности (для тех, у кого отсутствует трудовой стаж), государственное пенсионное обеспечение по инвалидности (для военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, участников Великой Отечественной войны, космонавтов).

В общей численности инвалидов наблюдается тенденция к снижению, но отмечается рост численности детей-инвалидов на 20% в 2018 г. относительно 2011 г. Наибольший размер социальной пенсии причитается детям-инвалидам и инвалидам 1 группы – суммарно в районе 15 тыс. рублей. А в целом среди инвалидов только инвалиды 3 группы получают размер пенсии, не превышающий размер прожиточного минимума в субъектах РФ. В динамике средний размер пенсий по инвалидности в среднем по всем категориям нетрудоспособных граждан вырос на 74% в период с 2011-2018 гг. Наибольшее увеличение пенсий по инвалидности, среди граждан, стоящих на учете в ПФР, пришлось на выплаты детям-инвалидам – они возросли вдвое.

Таким образом, стоит отметить, что уровень финансовой поддержки нетрудоспособных граждан в Российской Федерации находится на уровне, превышающем прожиточный минимум в регионах РФ, только инвалиды 3 группы получают выплаты ниже прожиточного минимума. Наряду с финансовыми мерами поддержки, реализуются социальные меры поддержки, но законодательно установленные права инвалидов, к сожалению, не всегда реализуются в полной мере в силу правовой безграмотности населения.



Библиографический список


1. Уровень инвалидизации в Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 04.05.2018 г.).
2. Как оформить страховую пенсию по инвалидности. Пенсионный фонд Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/knopki/zhizn/~438 (дата обращения: 05.05.2018 г.).
3. Социальная защита. Министерство труда и социальной защиты населения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/social (дата обращения: 05.05.2018 г.).
4. Социальные денежные выплаты инвалидам: ЕДВ, ДЕМО, НСУ, ФСД. Дверь в мир. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://doorinworld.ru/stati/751-soczialnye-vyplaty-invalidam-edv-demo-nsu-fsd (дата обращения: 05.05.2018 г.).
5. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2017 - 511 с.
6. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, Е.А. Бобровский и др. – Курск: КГМУ, 2017. 164 с.
7. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Россий-ской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018). Консультант плюс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/63d0c595ab5abe23f1011a3719970dfaf665ce0c/ (дата обращения: 05.05.2018 г.).
8. Инвалиды в СССР: история об уничтожающей опеке. Милосердие. Ру. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/article/invalidy-v-sssr-istoriya-ob-unichtozhayushhej-opeke/ (дата обращения: 05.05.2018 г.).
9. Бабарыкин О.В. Генезис законодательства в СССР о правовом регулировании социальной защиты прав военнослужащих до начала 40-х годов XX века // Наука Красноярья. 2015. № 3 (26). С. 8-26.
10. Лобова Л.В. Механизмы социальной защиты прав инвалидов в Советской и современной России // VIA SCIENTIARUM - дорога знаний. 2017. № 3. С. 105-109.
11. Куприянова Л.М. Эффективная модель интеграции людей с ограниченными возможностями в социально-активную среду общества // Экономика образования. 2014. № 3 (82). С. 5-21.
12. Андреева Е.И. 1, Бычков Д.Г. 2, Феоктистова О.А.3 О мерах по повышению эффективности государственных расходов на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения (в составе набора социальных услуг льготным категориям граждан) // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/o-merakh-po-povysheniyu-effektivnos/
13. Шахбалаева К.М. Проблемы финансового обеспечения инвалидов как один из основных аспектов доступной среды для людей с ограниченными возможностями // В сборнике Научное обеспечение агропромышленного комплекса. 2017. С. 932-933.
14. Бакунович А.В., Брюхова Ж.В. Пути решения проблемы поддержания социальной сферы в условиях дефицита бюджета // Вопросы науки и образования. 2017. № 4. С. 58-61.
15. Игонина Н.А. Механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в социальном государстве в периоды кризисных явлений в экономике // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 2. С. 15-21.
16. Успенская Т.Н., Никонова О.Н. Социально-экономическое положение и социальная защита социально уязвимых граждан мегаполиса // Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 1 (203). С. 85-98.
17. Грачева Н.Н., Побирахо Л.А. Практика реализации правового регулирования и финансирования медицинской помощи детям-инвалидам, в том числе страдающим редкими (орфанными) заболеваниями // Решение проблем развития предприятий: роль научных исследований. 2016. № 8. С. 3-6.
18. Лещенков Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2015. № 4. С. 47-54.
19. Овчарова Л.Н., Горина Е.А. Развитие адресной социальной под-держки нуждающихся в России: барьеры и возможности // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 5-21.
20. Сатарова Е.А. Государственная поддержка семей, имеющих де-тей-инвалидов // В сборнике: Научные исследования: теория, методика и практика. 2017. С. 341-345.
21. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Help-patient. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.help-patient.ru/oncology/disablement/public_assistance/ (дата обращения: 05.05.2018 г.).



References


1. Uroven’ invalidizatsii v Rossiyskoy Federatsii. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (data obrascheniya: 04.05.2018 g.).
2. Kak oformit strahovuyu pensiyu po invalidnosti. Pensionnyiy fond Ros-siyskoy Federatsii. [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: http://www.pfrf.ru/knopki/zhizn/~438 (data obrascheniya: 05.05.2018 g.).
3. Sotsialnaya zaschita. Ministerstvo truda i sotsialnoy zaschityi naseleniya. [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: https://rosmintrud.ru/social (data obrascheniya: 05.05.2018 g.).
4. Sotsialnyie denezhnyie vyiplatyi invalidam: EDV, DEMO, NSU, FSD. Dver v mir. [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: https://doorinworld.ru/stati/751-soczialnye-vyplaty-invalidam-edv-demo-nsu-fsd (data obrascheniya: 05.05.2018 g.).
5. Rossiya v tsifrah. 2017: Krat.stat.sb./Rosstat- M., 2017 - 511 s.
6. Zyukin D.A., Svyatova O.V., Belyaev S.A., Bobrovskiy E.A. i dr. Primenenie metodov statistiki: teoriya i praktika: uchebnoe posobie. Kursk: KGMU, 2017. 164 p.
7. Federalnyiy zakon «O sotsialnoy zaschite invalidov v Rossiy-skoy Federatsii» ot 24.11.1995 N 181-FZ (red. ot 07.03.2018). Konsultant plyus. [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/63d0c595ab5abe23f1011a3719970dfaf665ce0c/ (data obrascheniya: 05.05.2018 g.).
8. Invalidyi v SSSR: istoriya ob unichtozhayuschey opeke. Miloserdie. Ru. [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: https://www.miloserdie.ru/article/invalidy-v-sssr-istoriya-ob-unichtozhayushhej-opeke/ (data obrascheniya: 05.05.2018 g.).
9. Babaryikin O.V. Genezis zakonodatelstva v SSSR o pravovom regulirovanii sotsialnoy zaschityi prav voennosluzhaschih do nachala 40-h godov XX veka. Nauka Krasnoyarya. 2015. No 3 (26). Pp. 8-26.
10. Lobova L.V. Mehanizmyi sotsialnoy zaschityi prav invalidov v Sovetskoy i sovremennoy Rossii. VIA SCIENTIARUM - doroga znaniy. 2017. No 3. Pp. 105-109.
11. Kupriyanova L.M. Effektivnaya model integratsii lyudey s ogranichennyimi vozmozhnostyami v sotsialno-aktivnuyu sredu obschestva. Ekonomika obrazovaniya. 2014. No 3 (82). Pp. 5-21.
12. Andreeva E.I. 1, Byichkov D.G. 2, Feoktistova O.A.3 O merah po povyisheniyu effektivnosti gosudarstvennyih rashodov na besplatnyiy proezd na zheleznodorozhnom transporte prigorodnogo soobscheniya (v sostave nabora sotsialnyih uslug lgotnyim kategoriyam grazhdan). Innov: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal, 2017. No 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/o-merakh-po-povysheniyu-effektivnos/
13. Shahbalaeva K.M. Problemyi finansovogo obespecheniya invalidov kak odin iz osnovnyih aspektov dostupnoy sredyi dlya lyudey s ogranichennyimi vozmozhnostyami. V sbornike Nauchnoe obespechenie agropromyishlennogo kompleksa. 2017. Pp. 932-933.
14. Bakunovich A.V., Bryuhova Zh.V. Puti resheniya problemyi podderzhaniya sotsialnoy sferyi v usloviyah defitsita byudzheta. Voprosyi nauki i obrazovaniya. 2017. No 4. Pp. 58-61.
15. Igonina N.A. Mehanizmyi obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina v sotsialnom gosudarstve v periodyi krizisnyih yavleniy v ekonomike. Probelyi v rossiyskom zakonodatelstve. 2015. No 2. Pp. 15-21.
16. Uspenskaya T.N., Nikonova O.N. Sotsialno-ekonomicheskoe polozhenie i sotsialnaya zaschita sotsialno uyazvimyih grazhdan megapolisa. Uroven’ zhizni naseleniya regionov Rossii. 2017. No 1 (203). Pp. 85-98.
17. Gracheva N.N., Pobiraho L.A. Praktika realizatsii pravovogo regulirovaniya i finansirovaniya meditsinskoy pomoschi detyam-invalidam, v tom chisle stradayuschim redkimi (orfannyimi) zabolevaniyami. Reshenie problem razvitiya predpriyatiy: rol nauchnyih issledovaniy. 2016. No 8. Pp. 3-6.
18. Leschenkov F.A. Pensii i lgotyi dlya invalidov I, II i III grupp v sootvetstvii s zakonodatelstvom Rossiyskoy Federatsii. Zakonodatelstvo i ekonomika. 2015. No 4. Pp. 47-54.
19. Ovcharova L.N., Gorina E.A. Razvitie adresnoy sotsialnoy podderzhki nuzhdayuschihsya v Rossii: bareryi i vozmozhnosti. Voprosyi ekonomiki. 2017. No 3. Pp. 5-21.
20. Satarova E.A. Gosudarstvennaya podderzhka semey, imeyuschih de-tey-invalidov. V sbornike: Nauchnyie issledovaniya: teoriya, metodika i praktika. 2017. Pp. 341-345.
21. Sotsialnaya zaschita invalidov v Rossiyskoy Federatsii. Help-patient. [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: http://www.help-patient.ru/oncology/disablement/public_assistance/ (data obrascheniya: 05.05.2018 g.).


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления