INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Педагогическая технология формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников высших учебных заведений на основе индивидуализации обучения

Pedagogical technology of the university future graduates` competitive advantages formation on the basis of training’s individualization



УДК 331.5

20.05.18 5:19
986

Выходные сведения: Дмитриева Д.Д. Педагогическая технология формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников высших учебных заведений на основе индивидуализации обучения // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL: http://www.innov.ru/science/economy/pedagogicheskaya-tekhnologiya-formi/

Авторы:
Дмитриева Д.Д.
к. пед. н., старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России», Курск, Россия (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3), e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru

Authors:
Dmitrieva D. D.
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the «Russian Language and Speech Culture» Department of Kursk State Medical University
(305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru)

Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, индивидуализация, педагогическая технология

Keyword: competitive advantages, competitiveness, individualization, pedagogical technology

Аннотация: Конкурентоспособность выпускника вуза является необходимым условием для его трудоустройства и карьерного роста. Известно, что конкурентоспособность специалиста складывается из его конкурентных преимуществ, которые представляют собой факторы, определяющие превосходство над конкурентами.

В данной статье рассматривается педагогическая технология формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников высших учебных заведений на основе индивидуализации обучения. Детально изучаются внешние и внутренние условия, а также стратегические и тактические факторы, влияющие на формирование конкурентных преимуществ специалиста, то есть его конкурентоспособности.

Автор рассматривает педагогическую технологию формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников вузов на основе индивидуализации обучения как определённую систему действий, процедур, операций и коммуникаций, нацеленную на профессионально-личностное саморазвитие будущих специалистов. В статье выделяются следующие основные этапы данной технологии: целеполагание; прогнозирование; проектирование; сбор информации относительно личности студента и её использование в индивидуализированном обучении; анализ конкурентоспособности будущего выпускника; корректировка системы подготовки будущего конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализации обучения; самопрезентация будущего выпускника как специалиста обладающего конкурентными преимуществами. Автором определяются также главные компоненты реализации данного процесса.

В результате исследования автор делает вывод, что применение рассмотренной педагогической технологии является достаточно эффективным и результативным при формировании конкурентных преимуществ будущих специалистов в процессе индивидуализации обучения в высших учебных заведениях.

Annotation: The university graduate’s competitiveness is a necessary condition for his employment and career growth. It is known that the specialist’s competitiveness consists of its competitive advantages, which are the factors determining the superiority over competitors. In this article, the pedagogical technology of the university future graduates` competitive advantages formation on the basis of training’s individualization is considered. The external and internal conditions, as well as the strategic and tactical factors that influence the specialist’s competitive advantages formation, that is, his competitiveness, are studied in detail.

The author considers the pedagogical technology of the university future graduates` competitive advantages formation on the basis of training’s individualization as a certain system of actions, procedures, operations and communications aimed at future specialists` professional and personal self-development. The article highlights the following main stages of this technology: goal-setting; forecasting; project; collection of information about the student's personality and its use in individualized education; analysis of the future graduate’s competitiveness; the training system correction for future competitive specialist based on the training`s individualization; the future graduate’s self-presentation as a specialist with competitive advantages. The author also determines the main components of this process implementation.

As a result of the research, the author concludes that the application of the considered pedagogical technology is sufficiently effective in the formation of future specialists` competitive advantages in the process of training’s individualization in higher educational institutions.

Педагогическая технология формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников высших учебных заведений на основе индивидуализации обучения

Введение

В современных рыночных условиях существует социальный заказ на подготовку компетентных и конкурентоспособных специалистов, которые нацелены на постоянное профессиональное самосовершенствование и саморазвитие. Данный факт обусловливает необходимость модернизации системы высшего профессионального образования. Таким образом, в процессе обучения будущих специалистов в вузе следует использовать соответствующий комплекс средств и методов, направленных на формирование и развитие не только умений и навыков, но и профессионально-значимых качеств личности будущего конкурентоспособного специалиста. По нашему мнению их формированию способствует индивидуализация обучения и профессиональной подготовки в вузе.

Материалы и методы

При работе над данным исследованием автором использовались методы анализа, синтеза и систематизации имеющихся научных трудов, касающихся рассматриваемой темы. Таким образом, теоретическую основу данной работы составили исследования по экономике (Фатхутдинов Р.А., Кузнецова Е.Ю., Сотникова С.И.); теории и методике высшего профессионального образования, педагогике высшей школы (Ходусов А.Н., Мокоусова Л.В., Пассов Е.И., Кудрявая Н.В., Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.), а также научные изыскания, посвящённые вопросам индивидуализированного обучения (Кузовлев В.П., Кирсанов А.А., Пустовалов С.Б., Акимова М.К., Козлова В.Т.) и формирования конкурентоспособности специалиста (Вирина И.В., Киржбаум О.В., Шатохин А. Г., Ляпкина Н. А., Дмитриева Д.Д., Степусь А.Ф.) [1-18].

Результаты и обсуждение

Стоит отметить, что конкурентоспособность выпускника вуза формируется из его конкурентных преимуществ. Под конкурентными преимуществами подразумевают факторы, определяющие превосходство над конкурентами и измеряемые экономическими показателями для работодателя и профессиональными показателями для работника [1,3]. По нашему мнению в роли профессиональных показателей могут выступать компетенции, отражённые в квалификационных требованиях к специалисту.

В свою очередь конкурентные преимущества могут быть обусловлены внешними и внутренними условиями. Внутренние условия представляют собой индивидуальные преимущества. Их можно разделить на два вида: наследственные и приобретённые. К наследственным индивидуальным преимуществам относят психологические и моральные качества (темперамент), физические данные, а также умственные и творческие способности (талант, одарённость).

Приобретённые индивидуальные преимущества включают определённый уровень образования, специальные знания, умения и навыки, деловые качества, мотивацию деятельности, профессиональный опыт, коммуникативные способности и навыки профессионального общения и т.д. [12,14].

Одним из основных внешних условий, которые оказывают влияние на конкурентные преимущества специалиста, является конкурентоспособная среда. Таким образом, только определённая среда стимулирует поддержание соответствующего уровня конкурентоспособности [11,18].

Отметим, что на формирование конкурентоспособности специалиста оказывают влияние определённые факторы. Например, Е.Ю. Кузнецова, изучая данные факторы относительно продолжительности и силы воздействия, разделяет их на две группы: стратегические и тактические. Обратимся к их подробному рассмотрению.

К стратегическим можно отнести следующие факторы:

·        фундаментальная подготовка по направлению обучения и освоение основ будущей профессиональной деятельности с начала обучения;

·        формирование и развитие навыков организаторской деятельности, жизненного успеха и предпринимательских способностей;

·        контроль факторов, влияющих на жизненное везение, удачу и самоконтроль результатов и процессов личной жизнедеятельности;

·        постоянное формирование долговременных деловых связей;

  • использование современных технологий для формирования плана жизни и деловой карьеры;
  • обеспечение семейного благополучия и создание положительной репутации;
  • поддержание высокого уровня работоспособности.

Под тактическими факторами подразумевают те факторы, которые непосредственно влияют на становление и самореализацию работника как индивида. Рассмотрим их содержание. Это, прежде всего освоение технологий обучения в современных высших учебных заведениях, личная организованность, планирование деятельности на определённый промежуток времени, расширение кругозора, а также повышение собственной привлекательности через культуру общения и поведения [2,13].

Таким образом, в процессе применения технологии формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников на основе индивидуализации обучения в вузе необходимо учитывать рассмотренные нами стратегические и тактические факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности специалиста [4].

Под технологией формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников вузов на основе индивидуализации обучения мы будем понимать определённую систему действий, процедур, операций и коммуникаций, нацеленную на профессионально-личностное саморазвитие будущих специалистов. Данная система действий должна соотноситься с закономерностями саморазвития и предусматривать интеграционное единство индивидуально-ориентированных методов, форм и средств обучения, а также сотрудничество студентов с преподавателями на основе совместного творчества. Это взаимодействие студентов с преподавателями осуществляется в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности по решению научных проблем и профессиональных проектов, направленных на развитие индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий будущих специалистов [5,6,8].

Технология формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников на основе индивидуализации обучения в вузе направлена на раскрытие индивидуальности личности каждого студента и развитие его профессионального потенциала с учётом индивидуальных особенностей. Данная технология способствует созданию благоприятных условий для профессиональной самореализации студента, а также оказывает положительное воздействие на личностную и профессиональную адаптацию будущего специалиста в определённой сфере деятельности [7, 9, 10].

Выделим основные этапы технологии формирования конкурентоспособности будущего специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе и охарактеризуем основные компоненты реализации данного процесса.

Технология формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников высших учебных заведений на основе индивидуализации обучения включает в себя следующие этапы:

·        целеполагание;

·        прогнозирование;

·        проектирование;

·        сбор информации относительно личности каждого студента в группе; обработка информации;

·        использование полученной информации в индивидуализированном обучении с целью формирования и развития индивидуальных конкурентных преимуществ будущего специалиста;

·        анализ конкурентоспособности будущего выпускника;

·        корректировка системы подготовки будущего конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализации обучения;

·        самопрезентация будущего выпускника как специалиста обладающего конкурентными преимуществами на рынке труда [15, 16, 17].

Применение технологии формирования конкурентоспособности специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе должно содержать следующие аспекты:

·        постановка диагностических целей обучения;

·        выбор содержания, которое обеспечивает подготовку специалиста, обладающего конкурентными преимуществами, в соответствии:

- с требованиями социального заказа общества;

- с ситуацией на рынке труда и требованиями работодателей, предъявляемых к будущим выпускникам;

-   с образовательной программой и требованиями ФГОС ВПО по определённой специальности;

  • выбор средств обучения, обеспечивающих реализацию дидактических условий, необходимых для организации учебно-познавательной деятельности;
  • разработка критериев для определения уровня сформированности основ профессиональной компетентности у студентов [19, 20].

Выводы

В результате нашего исследования необходимо отметить, что применение технологии формирования конкурентных преимуществ у будущих специалистов на основе индивидуализации обучения в вузе позволяет осуществить построение прогнозируемого процесса и избежать неупорядоченности и бессистемности действий.



Библиографический список


1. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. 9-е изд./ Р. А. Фатхутдинов. – М.: Дело, 2008.
2. Кузнецова Е.Ю. Рыночный подход к содержанию понятия «конкурентоспособность специалиста» // Школа университетской науки: парадигма развития № 1 (1), том II, 2010
3. Сотникова С.И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – №2.
4. Ходусов А.Н., Мокоусова Л.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения специалиста к профессиональной деятельности. – М. – Курск: Изд-во КГУ, 2009. – 283 с.
5. Пассов Е.И., Кудрявая Н.В. и др. Сорок лет спустя или 101 методическая идея. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 288 с.; Ч. 2. – 256 с.
7. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения речевой деятельности // Иностр. яз.в школе. – 1979. – №1. – С. 21–27.
8. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1982. – 224 с.
9. Пустовалов С.Б. Индивидуализация обучения в современном вузе: Актуальные проблемы, диагностика, технологии: дисс. … канд. пед. наук. – Саратов, 1999. – 131 с.
10. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992. – 77 с.
11. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: автореф. дисс… к. экон. н. – М., 2007. – 46 с.
12. Киржбаум О.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: автореф. дисс.... к. экон. н. – Омск, 2007. – 23 с.
13. Шатохин А. Г. Конкурентоспособность работников на рынке труда: дисс. к. экон. н. – Ярославль, 2000. –149 с.
14. Ляпкина Н. А. Обеспечение конкурентоспособности персонала в условиях его старения: на примере машиностроительных предприятий г. Рубцовска: дисс…. к. экон. н. – Бийск, 2007. – 160 с.
15. Дмитриева Д.Д. Теоретические основы формирования личности конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL:http://www.innov.ru/science/economy/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya/
16. Дмитриева Д.Д. Практические аспекты формирования личности конкурентоспособного специалиста в процессе индивидуализированного обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL:http://www.innov.ru/science/economy/prakticheskie-aspekty-formirovaniya/
17. Дмитриева Д.Д. Моделирование процесса формирования личности конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализированного обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL:http://www.innov.ru/science/economy/modelirovanie-protsessa-formirovani/
18. Степусь А.Ф. Формирование конкурентоспособности работника: автореф. дисс…. к. экон. н. – Ижевск, 2007. – 30 с.
19. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография/научн. ред. Т.И. Шамова, П.И. Третьяков. – Москва-Тюмень, 1994. – 277 с.
20. Жук О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования: Учеб.-методический комплекс для ст-тов, получающих пед. специальность. – Минск: БГУ, 2002. – 129 с.


References


1. Fathutdinov R.A. Strategicheskij menedzhment: uchebnik. 9-e izd. R. A. Fathutdinov. M.: Delo, 2008.
2. Kuznecova E.YU. Rynochnyj podhod k soderzhaniyu ponyatiya «konkurentosposobnost' specialista». SHkola universitetskoj nauki: paradigma razvitiya No1 (1), tom II, 2010
3. Sotnikova S.I. Konkurentosposobnost' rynka truda: genezis social'no-ehkonomicheskogo soderzhaniya. Marketing v Rossii i za rubezhom. 2006. No 2.
4. Hodusov A.N., Mokousova L.V. Formirovanie motivacionno-cennostnogo otnosheniya specialista k professional'noj deyatel'nosti. M. Kursk: Izd-vo KGU, 2009. 283 p.
5. Passov E.I., Kudryavaya N.V. i dr. Sorok let spustya ili 101 metodicheskaya ideya. M.: Akademiya, 2006. 320 p.
6. Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov E.N. Obshchaya pedagogika: ucheb.posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij: v 2 ch. M.: VLADOS, 2003. CH.1. 288 p.; CH. 2. 256 p.
7. Kuzovlev V.P. Struktura individual'nosti uchashchegosya kak osnova individualizacii obucheniya rechevoj deyatel'nosti. Inostr. yaz.v shkole. 1979. No1. P. 21–27.
8. Kirsanov A.A. Individualizaciya uchebnoj deyatel'nosti kak pedagogicheskaya problema. Kazan': Izd-vo Kazansk. un-ta, 1982. 224 p.
9. Pustovalov S.B. Individualizaciya obucheniya v sovremennom vuze: Aktual'nye problemy, diagnostika, tekhnologii: diss. … kand. ped. nauk. Saratov, 1999. 131 p.
10. Akimova M.K., Kozlova V.T. Individual'nost' uchashchegosya i individual'nyj podhod. M.: Znanie, 1992. 77 p.
11. Virina I.V. Formirovanie i razvitie konkurentosposobnosti molodyh specialistov na rynke truda: avtoref. diss… k. ehkon. n. M., 2007. 46 p.
12. Kirzhbaum O.V. Povyshenie konkurentosposobnosti vypusknikov vuzov na rynke truda: organizacionnyj aspekt: avtoref. diss.... k. ehkon. n. Omsk, 2007. 23 p.
13. SHatohin A. G. Konkurentosposobnost' rabotnikov na rynke truda: diss. k. ehkon. n. YAroslavl', 2000. 149 p.
14. Lyapkina N. A. Obespechenie konkurentosposobnosti personala v usloviyah ego stareniya: na primere mashinostroitel'nyh predpriyatij g. Rubcovska: diss…. k. ehkon. n. Bijsk, 2007. 160 p.
15. Dmitrieva D.D. Teoreticheskie osnovy formirovaniya lichnosti konkurentosposobnogo specialista na osnove individualizacii obucheniya v vuze. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No4 (37). URL:http://www.innov.ru/science/economy/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya/
16. Dmitrieva D.D. Prakticheskie aspekty formirovaniya lichnosti konkurentosposobnogo specialista v processe individualizirovannogo obucheniya v vuze. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No4 (37). URL:http://www.innov.ru/science/economy/prakticheskie-aspekty-formirovaniya/
17. Dmitrieva D.D. Modelirovanie processa formirovaniya lichnosti konkurentosposobnogo specialista na osnove individualizirovannogo obucheniya v vuze. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No5 (38). URL:http://www.innov.ru/science/economy/modelirovanie-protsessa-formirovani/
18. Stepus' A.F. Formirovanie konkurentosposobnosti rabotnika: avtoref. diss…. k. ehkon. n. Izhevsk, 2007. 30 p.
19. Pedagogicheskie tekhnologii: chto ehto takoe i kak ih ispol'zovat' v shkole: Praktiko-orientirovannaya monografiya/nauchn. red. T.I. SHamova, P.I. Tret'yakov. Moskva-Tyumen', 1994. 277 p.
20. ZHuk O.L. Pedagogicheskie tekhnologii v sovremennoj teorii i praktike obrazovaniya: Ucheb.-metodicheskij kompleks dlya st-tov, poluchayushchih ped. special'nost'. Minsk: BGU, 2002. 129 p.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления