INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Развитие спортивной инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе с учетом национальных особенностей

The development of sports infrastructure in the North Caucasus federal district, taking into account national peculiarities



УДК 338.49:796

17.05.18 17:32
2149

Выходные сведения: Тюфтяков А.А. Развитие спортивной инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе с учетом национальных особенностей // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL: http://www.innov.ru/science/economy/razvitie-sportivnoy-infrastruktury-skfd/

Авторы:
Тюфтяков А.А. 1 1 преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Рос-сийская Федерация, taa02@mail.ru

Authors:
Tuyftyakov A.A. 1
1 lecturer of the Physical Education Department, "Kursk State Medical University", Kursk, Russian Federation, taa02@mail.ru

Ключевые слова: СКФО, массовый спорт, финансирование, социально-экономическое развитие, спортивная инфраструктура, олимпийский резерв

Keyword: North Caucasus Federal district, sports, financing, socio-economic development, sports infrastructure, Olympic reserve

Аннотация: В статье проводится анализ основных социально-экономических показателей Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в динамике за 2014-2016 гг.: выполнена оценка состояния спортивной инфраструктуры в разрезе регионов СКФО, определены динамические изменения в объемах финансирования физической культуры и спорта (ФКИС) как в абсолютном выражении, так и в расчете на одного жителя, а также представлена структура распределения средств на оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) спортивно-технологическим оборудованием в рамках в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.». В ходе анализа было установлено, что в СКФО низкий уровень социально-экономического развития, поскольку федеральный округ вносит низкий вклад в ВВП страны, в регионе наблюдается снижение объемов инвестирования, а также достаточно высокий уровень миграционного оттока, который в силу национально-религиозных особенностей народностей Северного Кавказа перекрывается высоким уровнем рождаемости. Как было установлено, в СКФО на развитие ФКИС выделяются самые низкие объемы финансирования в России, что обусловлено в большей степени дотационным характером бюджетов регионов СКФО. Несмотря на низкие объемы фи-нансирования, СКФО является родиной большого числа олимпийских чемпионов по спортивной борьбе. Наибольшие объемы финансирования ФКИС в расчете на одного жителя выше в Чеченской Республике, ниже остальных финансирование в расчете на 1 жителя в Кабардино-Балкарии.

Annotation: The analysis of the main socio-economic indicators of the North Caucasus Federal district (ncfo) in the dynamics for 2014-2016 is carried out in the article: the state of the sports infrastructure in the context of the regions of the NCFD is assessed, the dynamic changes in the volume of financing of physical culture and sports (FKIS) are determined both in absolute terms and per capita, and the structure of distribution of funds for equipping sports and health complexes (Foci) with sports and technological equipment is presented in the framework of the Federal target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2006-2015". The analysis found that the NCFD has a low level of socio-economic development, since the Federal district makes a low contribution to the country's GDP, there is a decrease in investment in the region, as well as a sufficiently high level of migration outflow, which due to the national and religious features of the peoples of the North Caucasus is covered by a high birth rate. The NCFD allocates the lowest amounts of funding for the development of the FCIS in Russia, which is due to the more subsidized nature of the regional budgets of the NCFD. Despite the low funding, the NCFD is home to a large number of Olympic wrestling Champions. The largest amount of funding for FKIS per capita is higher in the Chechen Republic, while the rest is lower per 1 resident in Kabardino-Balkaria.

Развитие спортивной инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе с учетом национальных особенностей

Введение

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) – наименьший по площади территории субъект Российской Федерации, с высокой плотностью населения, которая уступает только Центральному Федеральному округу [1, 2]. В состав СКФО входит 6 республик и 1 край. Численность населения в СКФО имеет тенденцию к росту, несмотря на высокие темпы миграционного оттока, которые перекрываются самыми высокими в стране показателями рождаемости. Демографическая ситуация в СКФО обусловлена религиозными и национальными особенностями населения, проживающего на его территории.

В силу национально-религиозных особенностей населения социально-экономическое развитие и развитие спорта в регионе отличается от общих тенденций в регионах России. В СКФО готовят сильнейших спортсменов по греко-римской борьбе, вольной борьбе и дзюдо, которые становятся олимпийскими чемпионами, и на протяжении многих лет не уступают золотые медали в вышеупомянутых видах спорта участникам из других стран [3]. Еще одной отличительной особенностью развития спорта в регионе является невысокая доля женщин, систематически занимающихся спортом, что связано с религиозными особенностями и национальными традициями народов Северного Кавказа. В силу природно-географических условий в СКФО располагается сравнительно небольшое количество бассейнов, что может быть связано с особенностями рельефа. Несмотря на самую маленькую площадь территории из всех субъектов РФ, спортивная инфраструктура развита в СКФО лучше, чем в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) – самом большом по площади территории, поскольку число стадионов, плоскостных сооружений и залов в СКФО превышает показатели ДФО [4].

СКФО принял участие в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [5] и ее продолжении на 2016-2020 гг. [6]. Результаты программы, отраженные в Отчете о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» (ФЦП) [7], показали, что в СКФО было создано больше спортивных объектов, чем Уральском, Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах, а объем средств, направленных на развитие спортивной инфраструктуры превысил 3,5 млрд. руб. Также СКФО занимает 4 место по объемам, полученных на приобретение искусственных покрытий для футбольных полей, и первое место по приросту доли населения, систематически занимающегося спортом, увеличение которой обусловлено действием ФЦП.

В связи с тем, что СКФО обладает рядом особенностей в социально-экономическом развитии, располагая одной из лучших в мире школой по подготовке борцов (вольная борьба, греко-римская борьба), о чем говорят результаты олимпиад. Рассмотрим, как в динамике изменялись основные социально-экономические показатели региона, спортивную инфраструктуру в разрезе регионов СКФО, затраты на оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) спортивно-технологическим оборудованием в рамках развития массового спорта, динамику изменения объемов финансирования ФКИС в разрезе регионов СКФО.

Материал и методы

Статья написана с использованием статистической информации Федеральной службы государственной статистики [1, 2], статистическая информация Министерства спорта РФ [4, 7]. Для анализа данных использовались статистико-экономические методы (метод сбора данных, метод сравнительного анализа, метод статистического наблюдения, табличный метод, и графический метод) [8].

Результаты и обсуждение

На современном этапе в Российской Федерации большое внимание уделяется развитию массового спорта [9, 10], проявляющееся, в том числе в развитии спортивной инфраструктуры [11]. Развитие социальной сферы имеет большую зависимость от состояния экономики страны. В Российской Федерации, ввиду введенных против нее экономических санкций [12], которая в совокупности со снижением цен на нефть привела к кризисной ситуации в экономике. Ученые часто подчеркивают, что финансирование спорта в России находится на недостаточно высоком уровне [13], и, в силу экономических обстоятельств, следует ожидать изменения в политике финансирования спортивной отрасли и перехода к использованию государственно-частного партнерства в области спорта [14].

На финансирование спорта и развитие спортивной инфраструктуры влияет также социально-экономическое развитие региона, поскольку при невозможности получения целевых средств из федерального бюджета регионы сами финансируют приоритетные направления, необходимые для формирования благоприятной среды проживания населения на их территории. Социально-экономическое развитие СКФО, как отмечают Абазов А.С. и Хубулова В.В. [15], как и во всей России имеет дисбаланс в рамках отдельных территорий. Имеются проблемные округа из-за низкозаселенности при очень тяжелых природно-климатических условиях, что препятствует динамичному развитию социальной сферы, в том числе улучшению спортивной инфраструктуры [16, 17].

Герасимов А.Н., Громов Е.И., Дьяченко Е.Г. [18] пишут о том, что в регионе наблюдается снижение инновационной активности предприятий, что может привести к дальнейшему отставанию региона в экономическом развитии. Ряд субъектов, входящих в состав СКФО, такие как: Республика Дагестан, Ингушетия, Кабардино - Балкарская Республика, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы [19].

СКФО пополняет олимпийский резерв Российской Федерации перспективными спортсменами по спортивной борьбе. Спортивная борьба – основной вид спорта, практически традиционный, для народов Северного Кавказа [20]. И, как отмечает Магомедалиева М.Б. [21], если в 2020 г. будет принято решение об исключении спортивной борьбы из списка Олимпийских игр, то это негативно скажется как на лидирующих позициях России в медальном зачете, так и на развитии Северного Кавказа.

В целом в СКФО наблюдается прирост численности населения и снижение миграционного оттока, но в силу слабого экономического развития большинства республик, входящих в его состав, перспектив для развития экономики в регионе не так много. Некоторые авторы [22] связывают слабое развитие экономики СКФО с проблемами безработицы, высокого уровня коррупции, высокой дотационности республик СКФО, а также со сложными естественно-географическими условиями и большим количеством этнических групп населения, проживающих на его территории.

Проанализируем основные социально-экономические СКФО показатели в динамике за 2014-2016 гг., чтобы оценить его долю в экономике России.

 

Таблица 1 – Динамика основных социально-экономических показателей СКФО 2014-2016 гг.

Показатели

Годы

Изменение (+,-)

2014

2015

2016

Численность населения, тыс. чел.

9659

9718

9776

117,0

Доля в структуре РФ, %

6,6

6,6

6,7

0,1

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

21

22

23

2,0

В % от среднего по России уровня

70,0

64,7

62,7

-7,3

Стоимость основных фондов, млрд. руб.

3273

3601

4032

759,0

Доля в структуре РФ, %

2,5

2,5

2,5

0,0

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

517

508

485

-32,0

Доля в структуре РФ, %

3,9

3,7

3,3

-,06

Объем ВРП, млрд. руб.

1359

1587

1704

33,6

Доля в структуре РФ, %

2,7

2,7

2,6

-0,1

Источник: данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики РФ [1, 2]

 

В динамике численность населения СКФО увеличивается и в структуре РФ занимает 6,7% (таблица 1). Заработные платы в регионе значительно ниже, чем в среднем по России и этот разрыв в динамике увеличивается, достигая 37,3%, что объясняет высокий миграционный отток населения. Стоимость основных фондов СКФО занимает всего 2,5% в структуре России, а инвестиции не превышают 4% и динамике сокращаются. ВРП в абсолютном выражении растет, но его доля в структуре России снижается. Исходя из анализа, можно сказать, что социально-экономические показатели СКФО находятся на низком уровне и вклад региона в развитие российской экономики носит незначительный характер.

Как отмечалось выше, спортивная инфраструктура в СКФО развита даже лучше, чем в ДФО, несмотря на небольшую площадь территории. Проанализируем количество спортивных сооружений, расположенных в регионах СКФО, для наглядного представления о размещении спортивных объектов на территории федерального округа, и структуру занимающихся спортом по состоянию на 2016 г.

 

Таблица 2 – Спортивная инфраструктура СКФО, 2016 г.

Регионы

Площадь территории, кв. км.

Количество спортивных сооружений

Стадионы

Плоскост-
ные сооружения

Залы

Бассейны

Численность занимающихся, в % от всего населения

Доля женщин, в % от численности женщин

Кабардино-балкарская республика

12470

1518

12

939

499

16

32,7

20,6

Республика Северная Осетия-Алания

7987

1051

15

571

436

18

31,3

18,9

Чеченская республика

15647

1288

13

724

503

9

35,8

25,4

Республика Ингушетия

3628

322

4

173

137

5

15,9

1,2

Республика Дагестан

50270

3589

12

2 113

902

21

40,9

19,7

Карачаево-Черкесская республика

14277

597

4

309

239

13

36,5

16,2

Ставропольский край

66160

4552

40

2 757

1 118

79

32,0

23,9

*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]

 

Распределение общего числа спортивных сооружений по регионам СКФО пропорционально площади территории, занимаемой этими регионами (таблица 2). Стоит отметить республику Дагестан, поскольку спортивная инфраструктура на фоне других республик наиболее развита, а сам регион является родиной большого количества олимпийских чемпионов по различным видам спортивной борьбы. Судя по доле населения, систематически занимающегося спортом, хуже всего развит массовый спорт в Республике Ингушетия, где наблюдается наименьший процент занимающихся спортом, особенно низок показатель вовлеченности женщин.

Оценим, как изменялось финансирование ФКИС в СКФО в период за 2014-2016 гг.

 

*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]

Рисунок 1 – Динамика изменения объемов финансирования ФКИС в регионах СКФО в 2014-2016 г., млн. руб.

 

Наиболее стабильно происходило финансирование ФКИС в Чеченской Республике и Республике Дагестан (рисунок 1). Карачаево-Черкесская Республика вышла на третье место по объемам финансирования ФКИС только за счет огромного вливания в 2014 г., а в последующие годы суммы приблизились к показателям Республики Ингушетия и Кабардино-балкарии. Также стабильность в финансировании наблюдается в Республике Северная Осетия-Алания. В динамике объемы финансирования растут в Ставропольском крае, в Чеченской Республике финансирование происходит скачкообразно. Но при всем этом объемы финансирования ФКИС в СКФО находятся на самом низком уровне в России, к примеру, в ЦФО и ПФО объемы финансирования ФКИС в 10 раз выше.

 

*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]

Рисунок 2 – Динамика изменения объемов финансирования ФКИС в расчете на 1 жителя в регионах СКФО в 2014-2016 г., руб.

 

В силу того, что в Карачаево-Черкесской Республике финансирование происходило крайне неравномерно, целесообразно исключить ее из графического анализа. В расчете на 1 жителя финансирование ФКИС выше всего в Чеченской Республике (рисунок 2). Достаточно высоко относительно других регионов можно оценить показатели Республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания. Ниже остальных финансирование в расчете на 1 жителя в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарии.

Развитие массового спорта во многих регионах России стало возможным благодаря повышению доступности спортивных объектов, в частности за счет создания большого количества ФОКов.

 

*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]

Рисунок 3 – Структура финансирования оснащения ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в разрезе регионов СКФО

 

Наибольшее количество оснащенных спортивно-технологическим оборудованием ФОКов в СКФО оказалось в Ставропольском крае (рисунок 3), туда же был направлен наибольший объем целевых средств на оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием. На втором месте по объему полученных средств находится Карачаево-Черкесская Республика, на третьем Кабардино-Балкария. Наименьший объем средств был получен Республикой Дагестан.

Выводы

В ходе исследования было установлено, что социально-экономическое развитие СКФО находится на низком уровне. Регион характеризуется самым высоким уровнем естественного прироста и высоким миграционным оттоком населения. Доля СКФО в ВРП страны находится на уровне 2,5%, а уровень заработных плат значительно ниже среднероссийского уровня.

Спортивная инфраструктура в СКФО достаточно хорошо развита, а распределение спортивных объектов пропорционально площади территории, занимаемой отдельными регионами. Наиболее высокая доля населения, занимающегося спортом, фиксируется в Республике Дагестан, а наиболее низкая – в Республике Ингушетия.

Отличительной особенностью развития спорта в СКФО является сильная школа по подготовке спортсменов в спортивной борьбе – регион богат на Олимпийских чемпионов по греко-римской и вольной борьбе. В то же время уровень финансирования ФКИС в СКФО самый низкий в России, что объясняется дотационным характером бюджета СКФО, поэтому на развитие спорта выделяются крайне низкие суммы.

По результатам исследования можно сказать, что регион нуждается в реформировании социально-экономической среды, развитии сильных сторон региона для развития АПК, туризма, отраслей нефтехимической промышленности, что смогло бы поспособствовать уменьшению зависимости СКФО от дотаций.



Библиографический список


1. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publica-tions/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (дата обращения: 07.05.2018 г.).
2. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2017 - 511 с.
3. Олимпийские чемпионы России. Olympteka. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://olympteka.ru/olymp/athlets/by_country/rus.html?md=gold (дата обращения: 07.05.2018 г.).
4. Министерство спорта РФ. Статистическая информация. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 07.05.2018 г.).
5. Федеральные целевые программы России. Официальный сайт. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/191/ (дата обращения: 07.05.2018 г.).
6. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/p30_21012015.pdf (дата обращения: 07.05.2018 г.).
7. Отчет о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/activities/economy/razdel324/29696/?sphrase_id=559787 (дата обращения: 07.05.2018 г.).
8. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, Е.А. Бобровский и др. – Курск: КГМУ, 2017. С. 164.
9. Сахарова А.А. Физическая культура и спорт как важнейшие социальные факторы, способствующие оздоровлению населения // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-4. С. 139-141.
10. Кузнецов П.К. Особенности деятельности по развитию массового спорта основных субъектов спортивной политики в современной России // Научные труды Северо-западного института управления. 2016. № 2 (24). С. 72-78.
11. Перькова Е.Ю. Эффективность развития спортивной инфраструктуры по федеральным округам Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnost-razvitiya-sportivnoy-i/
12. Качан С.Д. Влияние экономических санкций на экономику российской федерации, контр-санкции, политика импортозамещения // Успехи современной науки. 2017. №3. С.179-180.
13. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Организационно-экономические аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/organizatsionno-ekonomicheskie-aspe/
14. Хуцишвили К.З. Частно-государственное партнерство в рамках инновационного контура экономики // Инновационная деятельность. 2014. №1 (28). С. 73-80.
15. Абазов А.С., Хубулова В.В. Дисбаланс в социально-экономическом развитии регионов России (на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа) // В сборнике Молодежь в современной экономической науке. 2017. С. 12-14.
16. Аксентьев А.Л. Развитие массового спорта как фактор роста соци-ально-экономического состояния слабозаселенных территорий РФ // Иннов: электронный научный журнал. 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/razvitie-massovogo-sporta-kak-fakto/
17. Ширков Ю.А. Развитие спортивной инфраструктуры в малонасе-ленных федеральных округах РФ как фактор повышения социально-экономического развития // Иннов: электронный научный журнал. 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/razvitie-sportivnoy-infrastruktury-/
18. Герасимов А.Н., Громов Е.И., Дьяченко Е.Г. Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа: индикаторы, эконометрические модели и прогнозы // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 207-212.
19. Гражданкина Е.С., Джавадова О.М. Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа // В сборнике Современный взгляд на будущее науки. 2016. С. 32-35.
20. Доев В.К. Социальные аспекты развития физической культуры и спорта в Северо-Кавказском регионе // Вестник университета (Государственный университет управления). 2016. № 1. С. 238-241.
21. Магомедалиева М.Б. Исторические аспекты становления и развития национальных видов спорта на Северном Кавказе // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 23-25.
22. Хосиев Б.Н., Тлехугова И.Х. Социально-экономические проблемы и перспективы развития регионов Северного Кавказа // Известия горского государственного аграрного университета. 2014. № 3. С. 272-279.


References


1. Sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publica-tions/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (data obrashcheniya: 07.05.2018 g.).
2. Rossiya v cifrah. 2017: Krat.stat.sb./Rosstat- M., 2017 - 511 p.
3. Olimpijskie chempiony Rossii. Olympteka. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://olympteka.ru/olymp/athlets/by_country/rus.html?md=gold (data obrashcheniya: 07.05.2018 g.).
4. Ministerstvo sporta RF. Statisticheskaya informaciya. [EHlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (data obrashcheniya: 07.05.2018 g.).
5. Federal'nye celevye programmy Rossii. Oficial'nyj sajt. Federal'naya celevaya programma «Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na 2006-2015 gg.» [EHlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/191/ (data obrashcheniya: 07.05.2018 g.).
6. Federal'naya celevaya programma «Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gg.» [EHlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: http://www.minsport.gov.ru/p30_21012015.pdf (data obrashcheniya: 07.05.2018 g.).
7. Otchet o realizacii Federal'noj celevoj programmy «Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii 2006-2015 gg.» [EHlektronnyj resurs]: – Rezhim dostupa: https://www.minsport.gov.ru/activities/economy/razdel324/29696/?sphrase_id=559787 (data obrashcheniya: 07.05.2018 g.).
8. Zyukin D.A., Svyatova O.V., Belyayev S.A., Bobrovskiy E.A. i dr.Primeneniye metodov statistiki: teoriya i praktika: uchebnoye posobiye. Kursk: KGMU. 2017. 164 p.
9. Saharova A.A. Fizicheskaya kul'tura i sport kak vazhnejshie social'nye faktory, sposobstvuyushchie ozdorovleniyu naseleniya. Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij. 2016. No 6-4. Pp. 139-141.
10. Kuznecov P.K. Osobennosti deyatel'nosti po razvitiyu massovogo sporta osnovnyh sub"ektov sportivnoj politiki v sovremennoj Rossii. Nauchnye trudy Severo-zapadnogo instituta upravleniya. 2016. No 2 (24). Pp. 72-78.
11. Per'kova E.Y. Effektivnost' razvitiya sportivnoj infrastruktury po federal'nym okrugam Rossijskoj Federacii. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal. 2017. No 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnost-razvitiya-sportivnoy-i/
12. Kachan S.D. Vliyanie ehkonomicheskih sankcij na ehkonomiku ros-sijskoj federacii, kontr-sankcii, politika importozameshcheniya. Uspekhi sovremennoj nauki. 2017. No 3. Pp. 179-180.
13. Zyukin D.A., Pozhidaeva N.A., Matushanskaya E.E. Organizacionno-ehkonomicheskie aspekty razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2017. No 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/organizatsionno-ekonomicheskie-aspe/
14. Hucishvili K.Z. CHastno-gosudarstvennoe partnerstvo v ramkah innovacionnogo kontura ehkonomiki. Innovacionnaya deyatel'nost'. 2014. No 1 (28). Pp. 73-80.
15. Abazov A.S., Hubulova V.V. Disbalans v social'no-ehkonomicheskom razvitii regionov Rossii (na primere sub"ektov Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga). V sbornike Molodezh' v sovremennoj ehkonomicheskoj nauke. 2017. Pp. 12-14.
16. Aksent'ev A.L. Razvitie massovogo sporta kak faktor rosta soci-al'no-ehkonomicheskogo sostoyaniya slabozaselennyh territorij RF. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No 4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/razvitie-massovogo-sporta-kak-fakto/
17. Shirkov YU.A. Razvitie sportivnoj infrastruktury v malonase-lennyh federal'nyh okrugah RF kak faktor povysheniya social'no-ehkonomicheskogo razvitiya. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No 4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/razvitie-sportivnoy-infrastruktury-/
18. Gerasimov A.N., Gromov E.I., D'yachenko E.G. Social'no-ehkonomicheskoe razvitie Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga: indikatory, ehkonometricheskie modeli i prognozy. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. No 1-1 (66-1). Pp. 207-212.
19. Grazhdankina E.S., Dzhavadova O.M. Social'no-ehkonomicheskoe razvitie Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga. V sbornike Sovremennyj vzglyad na budushchee nauki. 2016. Pp. 32-35.
20. Doev V.K. Social'nye aspekty razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Severo-Kavkazskom regione. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2016. No 1. Pp. 238-241.
21. Magomedalieva M.B. Istoricheskie aspekty stanovleniya i razvitiya nacional'nyh vidov sporta na Severnom Kavkaze. Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendencii i perspektivy razvitiya : materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2017. Pp. 23-25.
22. Hosiev B.N., Tlekhugova I.H. Social'no-ehkonomicheskie problemy i perspektivy razvitiya regionov Severnogo Kavkaza. Izvestiya gorskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta. 2014. No 3. Pp. 272-279.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления